Действующий

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Развитие и совершенствование организации заместительной почечной терапии для больных хронической почечной недостаточностью в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2013 годы"

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Неуклонное увеличение числа больных с хронической почечной недостаточностью при высокой стоимости жизнеобеспечивающей заместительной почечной терапии делает проблему лечения почечной недостаточности одной из наиболее актуальных в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ). При этом рост количества больных с почечной недостаточностью соответствует общемировым тенденциям и объясняется в первую очередь расширением спектра заболеваний почек, прежде всего в связи с общим старением населения, увеличением заболеваемости сосудистыми нефропатиями и сахарным диабетом, а также повышение продолжительности жизни диализных больных за счёт повышения качества процедуры гемодиализа в последние годы.

Как показывают данные международной статистики, в течение последних 15 лет в мире количество больных, страдающих хронической почечной недостаточностью и получающих заместительную почечную терапию, возросло в 4 раза. Количество больных хронической почечной недостаточностью (далее -ХПН), находящихся на заместительной почечной терапии (далее – ЗПТ), по автономному округу выросло с 37 в 2006 году до 72 человек в 2010 году. За 5 лет число больных, нуждающихся в гемодиализе (гемодиализ - процедура, очищающая кровь пациента от уремических токсинов, избавляющая его от избыточной жидкости, исправляющая кислотно-щелочное равновесие и электролитный состав крови), увеличилось практически вдвое, не считая умерших (26 человек).

По прогнозам количество больных ХПН, нуждающихся в ЗПТ, увеличится и к 2013 году составит 117 человек. Такая динамика свидетельствует о необходимости увеличения гемодиализных отделений и обеспечения их необходимыми и достаточными расходными материалами для организации полноценной работы по оказанию квалифицированной медицинской помощи. При функционировании 4 гемодиализных отделений на 20 аппаратов в государственное бюджетное учреждение здравоохранения (далее - ГБУЗ) "Салехардская окружная клиническая больница", в ГБУЗ автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница", в ГБУЗ автономного округа "Новоуренгойская центральная городская больница", в ГБУЗ автономного округа "Надымская центральная районная больница" планируется открытие новых отделений в городах Тарко-Сале и Губкинском, которые также необходимо обеспечить расходными материалами для проведения процедур. (в ред. от 26.04.2012 N 317-П)

Кроме того, из 4 действующих отделений гемодиализа только 2 имеют в штате врачей-нефрологов, что сказывается на качестве оказываемой специализированной медицинской помощи и существенно ограничивает возможность своевременного выявления и диагностики заболевания ХПН.

В настоящее время в автономном округе существует необходимость создания единой системы гемодиализной помощи. Правила организации оказания специализированной медицинской помощи на территории Российской Федерации установлены Порядком организации оказании специализированной медицинской помощи, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2010 года N 243н "Об организации оказания специализированной медицинской помощи".

На данный момент процедура гемодиафильтрации (гемодиафильтрация - это метод очищения крови, в котором удачно сочетаются гемодиализ и гемофильтрация) является наиболее эффективным методом очищения крови, сочетающем в себе гемодиализ и гемофильтрацию. Эта процедура позволяет повысить качество лечения ХПН и тем самым увеличивает продолжительность жизни больных. В центральном регионе России доля процедур гемодиафильтрации составляет около 20% от общего числа процедур, что соответствует общемировому стандарту. По автономному округу этот показатель составляет только 7% от общего числа процедур гемодиализа, что свидетельствует о необходимости дальнейшего внедрения процедур гемодиафильтрации в практику лечебных учреждений автономного округа.

Необходимость решения перечисленных проблем соответствует целям и задачам Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утверждённой постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 09 декабря 2009 года N 1990, Основам законодательства об охране здоровья граждан.

Целесообразность решения проблемы повышения доступности и качества заместительной почечной терапии программно-целевым методом обусловлена:

- социальной значимостью проблемы, наличием устойчивых факторов, оказывающих негативное долгосрочное воздействие на социально-экономическую ситуацию в автономном округе, для устранения которых необходимы целенаправленные и скоординированные действия окружных и муниципальных органов управления;

- необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям.

Решение проблемы усовершенствования и развития гемодиализной помощи в автономном округе с применением программно-целевого метода позволит стабилизировать основные показатели по заболеваемости ХПН, в том числе показатели инвалидности и смертности.

Отказ от использования программно-целевого метода приведёт к:

- разобщённости и децентрализации диализной службы автономного округа;

- проблеме ведения единого регистра больных с хронической почечной недостаточностью;

- снижению обеспеченности расходными материалами для проведения процедур гемодиализа и врачами-нефрологами, что отрицательно скажется на своевременной диагностике данного заболевания, на качестве лечения больных и продолжительности жизни пациентов.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Основ охраны здоровья граждан разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 34 Основ охраны здоровья граждан определено, что специализированная медицинская помощь включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Согласно пункту 2 порядка оказания плановой медицинской помощи больным с урологическими заболеваниями, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 08 декабря 2009 года N 966н, больные с урологическими заболеваниями получают специализированную урологическую медицинскую помощь в рамках плановой специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.