ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Документ с изменениями внесенными:
-постановлением Правительства автономного округа от 27.01.2012 N 54-П
-постановлением Правительства автономного округа от 26.04.2012 N 317-П
-постановлением Правительства автономного округа от 24.12.2012 N 1126-П
-постановлением Правительства автономного округа от 28.03.2013 N 207-П
-постановлением Правительства автономного округа от 18.12.2013 N 1067-П
В целях повышения эффективности реализации государственной политики в области здравоохранения, в соответствии с распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 декабря 2010 года N 370-РП "Об утверждении Концепции и разработке окружной долгосрочной целевой программы "Развитие и совершенствование организации заместительной почечной терапии для больных хронической почечной недостаточностью в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2013 годы" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Развитие и совершенствование организации заместительной почечной терапии для больных хронической почечной недостаточностью в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2013 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Д.Н. Кобылкин
от 14 февраля 2011 г. N 68-П
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 27.01.2012 N 54-П)
(с изм. от 24.12.2012 N 1126-П)
(с изм. от 28.03.2013 N 207-П)
(с изм. от 18.12.2013 N 1067-П)
Наименование Программы | окружная долгосрочная целевая программа "Развитие и совершенствование организации заместительной почечной терапии для больных хронической почечной недостаточностью в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2013 годы" (далее – Программа) |
Основание для разработки (с изм. от 26.04.2012 N 317-П ) | "Основы законодател ьства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утверждённые Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года N 5487-1 (далее - Основы законодательства об охране здоровья граждан) Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Основы охраны здоровья граждан) ; |
Государственный заказчик | департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент здравоохранения) |
Разработчики Программы | департамент здравоохранения |
Цели и задачи Программы | цель: повышение продолжительности и качества жизни больных хронической почечной недостаточностью . |
Сроки и этапы реализации | 2011 - 2013 годы. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели по годам реализации Программы | 1. Обеспеченность больных хронической почечной недостаточностью заместительной почечной терапией. 2. Доля процедур гемодиафильтрации (ГДФ) в общем числе проведённых процедур заместительной почечной терапии |
Основные направления реализации мероприятий | 1. Приобретение и поставка ра сходного материала для проведения процедур гемодиализа в лечебно-профилактические учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа. |
Объёмы финансирования | финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств окружного бюджета. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | реализация мероприятий Программы позволит: |
Неуклонное увеличение числа больных с хронической почечной недостаточностью при высокой стоимости жизнеобеспечивающей заместительной почечной терапии делает проблему лечения почечной недостаточности одной из наиболее актуальных в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ). При этом рост количества больных с почечной недостаточностью соответствует общемировым тенденциям и объясняется в первую очередь расширением спектра заболеваний почек, прежде всего в связи с общим старением населения, увеличением заболеваемости сосудистыми нефропатиями и сахарным диабетом, а также повышение продолжительности жизни диализных больных за счёт повышения качества процедуры гемодиализа в последние годы.
Как показывают данные международной статистики, в течение последних 15 лет в мире количество больных, страдающих хронической почечной недостаточностью и получающих заместительную почечную терапию, возросло в 4 раза. Количество больных хронической почечной недостаточностью (далее -ХПН), находящихся на заместительной почечной терапии (далее – ЗПТ), по автономному округу выросло с 37 в 2006 году до 72 человек в 2010 году. За 5 лет число больных, нуждающихся в гемодиализе (гемодиализ - процедура, очищающая кровь пациента от уремических токсинов, избавляющая его от избыточной жидкости, исправляющая кислотно-щелочное равновесие и электролитный состав крови), увеличилось практически вдвое, не считая умерших (26 человек).
По прогнозам количество больных ХПН, нуждающихся в ЗПТ, увеличится и к 2013 году составит 117 человек. Такая динамика свидетельствует о необходимости увеличения гемодиализных отделений и обеспечения их необходимыми и достаточными расходными материалами для организации полноценной работы по оказанию квалифицированной медицинской помощи. При функционировании 4 гемодиализных отделений на 20 аппаратов в государственное бюджетное учреждение здравоохранения (далее - ГБУЗ) "Салехардская окружная клиническая больница", в ГБУЗ автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница", в ГБУЗ автономного округа "Новоуренгойская центральная городская больница", в ГБУЗ автономного округа "Надымская центральная районная больница" планируется открытие новых отделений в городах Тарко-Сале и Губкинском, которые также необходимо обеспечить расходными материалами для проведения процедур. (в ред. от 26.04.2012 N 317-П)
Кроме того, из 4 действующих отделений гемодиализа только 2 имеют в штате врачей-нефрологов, что сказывается на качестве оказываемой специализированной медицинской помощи и существенно ограничивает возможность своевременного выявления и диагностики заболевания ХПН.
В настоящее время в автономном округе существует необходимость создания единой системы гемодиализной помощи. Правила организации оказания специализированной медицинской помощи на территории Российской Федерации установлены Порядком организации оказании специализированной медицинской помощи, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2010 года N 243н "Об организации оказания специализированной медицинской помощи".
На данный момент процедура гемодиафильтрации (гемодиафильтрация - это метод очищения крови, в котором удачно сочетаются гемодиализ и гемофильтрация) является наиболее эффективным методом очищения крови, сочетающем в себе гемодиализ и гемофильтрацию. Эта процедура позволяет повысить качество лечения ХПН и тем самым увеличивает продолжительность жизни больных. В центральном регионе России доля процедур гемодиафильтрации составляет около 20% от общего числа процедур, что соответствует общемировому стандарту. По автономному округу этот показатель составляет только 7% от общего числа процедур гемодиализа, что свидетельствует о необходимости дальнейшего внедрения процедур гемодиафильтрации в практику лечебных учреждений автономного округа.
Необходимость решения перечисленных проблем соответствует целям и задачам Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утверждённой постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 09 декабря 2009 года N 1990, Основам законодательства об охране здоровья граждан.
Целесообразность решения проблемы повышения доступности и качества заместительной почечной терапии программно-целевым методом обусловлена:
- социальной значимостью проблемы, наличием устойчивых факторов, оказывающих негативное долгосрочное воздействие на социально-экономическую ситуацию в автономном округе, для устранения которых необходимы целенаправленные и скоординированные действия окружных и муниципальных органов управления;
- необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям.
Решение проблемы усовершенствования и развития гемодиализной помощи в автономном округе с применением программно-целевого метода позволит стабилизировать основные показатели по заболеваемости ХПН, в том числе показатели инвалидности и смертности.
Отказ от использования программно-целевого метода приведёт к:
- разобщённости и децентрализации диализной службы автономного округа;
- проблеме ведения единого регистра больных с хронической почечной недостаточностью;
- снижению обеспеченности расходными материалами для проведения процедур гемодиализа и врачами-нефрологами, что отрицательно скажется на своевременной диагностике данного заболевания, на качестве лечения больных и продолжительности жизни пациентов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Основ охраны здоровья граждан разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 34 Основ охраны здоровья граждан определено, что специализированная медицинская помощь включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Согласно пункту 2 порядка оказания плановой медицинской помощи больным с урологическими заболеваниями, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 08 декабря 2009 года N 966н, больные с урологическими заболеваниями получают специализированную урологическую медицинскую помощь в рамках плановой специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.
Целью Программы является повышение продолжительности и качества жизни больных хронической почечной недостаточностью.
Задачей Программы является повышение доступности и качества заместительной почечной терапии.
Программа носит долгосрочный характер. Срок реализации Программы: 2011 - 2013 годы. Реализация Программы будет осуществляться в течение трёх лет, одновременно по всем направлениям, без разделения на этапы, с ежегодной разработкой плана мероприятий, с учётом утверждаемой инвестиционной программы по здравоохранению.
Целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценить эффективность реализации Программы, увязанные с решаемыми тактическими задачами, и методика расчёта приведены в приложениях N N 1, 1.1 к настоящей Программе.
Источником данных для расчёта показателей эффективности реализации Программы является статистическая отчётность.
Для выполнения поставленных задач Программой предусмотрены следующие мероприятия:
1. Приобретение и поставка расходного материала для проведения процедур гемодиализа в лечебно-профилактические учреждения автономного округа:
- ГБУЗ "Салехардская окружная клиническая больница";
- ГБУЗ автономного округа "Надымская центральная районная больница";
- ГБУЗ автономного округа "Новоуренгойская центральная городская больница";
- ГБУЗ автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница";
- ГБУЗ автономного округа "Губкинская городская больница";
- ГБУЗ автономного округа "Тарко-Салинская центральная районная больница".
Приобретение расходных материалов для проведения процедур гемодиализа позволит обеспечить соблюдение стандарта медицинской помощи больным с ХПН, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 марта 2006 года N 150, организовать полноценную работу по оказанию квалифицированной медицинской помощи больным с ХПН, нуждающимся в ЗПТ. (пункт 1 в ред. от 26.04.2012 N 317-П)
2. Создание единого регистра больных ХПН.
Проведение мероприятия позволит систематизировать информацию о количестве больных и оказываемой медицинской помощи больным ХПН.
3. Обеспечение соответствующих отделений учреждений здравоохранения врачами-нефрологами.
Введение в штат и укомплектование должности врача-нефролога позволит своевременно выявлять, ставить на диспансерный учёт и обеспечивать эффективное лечение и контроль за состоянием больных с хронической почечной недостаточностью.
В соответствии с целью и задачей Программа предусматривает направления, в рамках которых определены конкретные мероприятия для её реализации, сроки и объёмы финансирования которых приведены в приложениях N N 2, 3, 4 к настоящей Программе. (с изм. от 26.04.2012 N 317-П) (с изм. от 24.12.2012 N 1126-П)
Мероприятия Программы направлены на оказание специализированной медицинской помощи. Согласно статье 40 Основ законодательства об охране здоровья граждан специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами лечебно-профилактических учреждений.(утр. силу от 26.04.2012 N 317-П)
В соответствии со статьёй 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. .(утр. силу от 26.04.2012 N 317-П)
Согласно пункту 3 части 1 статьи 6 Основ законодательства об охране здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан. .(утр. силу от 26.04.2012 N 317-П)
Финансирование программных мероприятий осуществляется за счёт средств окружного бюджета.
Всего - 135100,0 тыс. рублей, в том числе по годам: (с изм. от 24.12.2012 N 1126-П) (с изм. от 28.03.2013 N 207-П) (с изм. от 18.12.2013 N 1067-П)
2011 год - 41 000 тыс. рублей;
2012 год - 49720,0 тыс. рублей; (с изм. от 28.03.2013 N 207-П)
2013 год - 44380,0 тыс. рублей. (с изм. от 24.12.2012 N 1126-П) (с изм. от 18.12.2013 N 1067-П)
Привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников в рамках Программы не предусмотрено.