Действующий

Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие инвестиционной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 2011 годов"

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В условиях рыночной экономики активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежит инвестиционной политике субъекта Российской Федерации. Инвестиционная политика, выражаемая прежде всего посредством правовых актов, определяет выбор источников и методов реализации инвестиционных проектов, формирует инвестиционный климат региона, определяет органы и организации, ответственные за реализацию инвестиционной политики и конкретных инвестиционных проектов.

Формирование благоприятного инвестиционного климата обеспечивает поступательное повышение инвестиционной активности и экономический рост в регионе. Рост инвестиционной активности влияет на эффективность производства и предпринимательства, устраняет дефицит инвестиционных ресурсов. Формирование благоприятного инвестиционного климата происходит не только под воздействием эффективной инвестиционной политики, но и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе, в том числе: природно-климатических условий; географического положения; состояния окружающей среды; наличия научного потенциала; экономическое положение региона; правовой базы, в особенности в области бюджетного и налогового законодательства; трудовые ресурсы; развитости транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры; существующих факторов риска: политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, предопределяющих степень риска инвестиций. Поэтому инвестиционная политика определяется с учётом специфических особенностей региона.

На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение субъектов инвестиционной деятельности и региональных органов власти. В ходе реальных экономических, юридических, финансовых и иных отношений между инвесторами и региональными властями конкретизируется характер инвестиционного климата.

В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) инвестиционный климат характеризуется как благоприятный. Международным рейтинговым агентством "Standard & Poor's" автономному округу присвоен кредитный рейтинг "ВВ+стабильный". Ямал входит в пятёрку лидеров по инвестиционному рейтингу.

Анализ инвестиционной привлекательности региона позволяет сделать вывод о том, насколько благоприятны условия работы бизнеса в регионе. Динамика роста объёмов инвестиций за последние годы показывает уверенные темпы роста инвестиций: 30 - 50 процентов в год. С 2005 года объём инвестирования за счёт всех источников финансирования на развитие экономики и социальной сферы составит 932,7 млрд. рублей. Объём иностранных инвестиций в экономику автономного округа увеличится в 5 раз. Объём инвестиций по отраслям приведён в таблице 1.

Таблица 1

Показатели

2005

2006

2007

2008*

Инвестиции в основной капитал - всего
 (млрд. руб.),
 в том числе по видам экономической деятельности

135,5

172,2

269,5

355,5

агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, рыболовство и пр.)

0,2

0,1

0,1

0,2

добыча полезных ископаемых

73,3

117,7

177,1

230,2

обрабатывающие производства

0,7

0,7

1,8

2,3

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1,8

3,2

4,0

5,0

строительство

2,8

6,8

7,1

10,1

оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

0,1

0,2

0,3

0,4

гостиницы и рестораны

0,1

0,1

0,3

0,6

транспорт и связь

11,2

20,9

47,9

67,9

прочие виды экономической деятельности

9,9

22,5

30,9

38,8

Иностранные инвестиции (млн.дол. США)

110,0

133,2

389,9

550,0

* - оценка.

Главной особенностью инвестирования в автономном округе является то, что он обладает огромными природными топливно-энергетическими ресурсами: газом, нефтью, газоконденсатом, востребованность которых на рынке возрастает больше чем предложение. Постоянно увеличивающийся спрос на продукцию топливно-энергетического комплекса обеспечивает приток инвестиций в разработку новых месторождений и модернизацию действующих. При этом источником инвестиций являются собственные средства предприятий, обладающих лицензиями на месторождения и привлечённые ими средства кредитных организаций, в том числе иностранных.

В то же время недиверсифицированность экономической среды и слабый внутренний рынок повышают риски осуществления инвестиционной деятельности вне нефтегазового сектора. По прежнему слаборазвитой остаётся среда привлечения инвестиций - финансовая инфраструктура: отсутствуют крупные региональные финансовые организации и инвестиционные посредники, нет устоявшихся связей с отечественными и иностранными инвесторами, слабое развитие бизнес сообщества.

Развитие инвестиционной деятельности вне нефтегазового сектора экономики является основной проблемой, на решение которой направлена настоящая Программа.

Общая потребность автономного округа в инвестиционных ресурсах на среднесрочную перспективу (2009 - 2011 годы) вне нефтегазового сектора составляет сегодня не менее 287,2 млрд.рублей, оптимально необходимо привлечь 352,8 млрд.рублей.

Таблица 2

Показатели

Объём инвестиций

минимальный

оптимальный

Необходимость в инвестициях в основной капитал - всего (млрд. руб.),
 в том числе по видам экономической деятельности

агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, рыболовство и пр.)

обрабатывающие производства

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

строительство

оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

гостиницы и рестораны

транспорт и связь

Перспективы развития инвестиционной деятельности в автономном округе связаны с тремя основными источниками: частный отечественный капитал (собственные ресурсы предприятий и организаций, кредитные средства, средства населения), иностранный капитал и бюджетные ресурсы (средства федерального и окружного бюджетов, муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов).

Консолидированный бюджет автономного округа является мощнейшим рычагом развития инвестиционной деятельности. Точное и экономически выверенное его применение может служить толчком и стимулятором для развития инвестиционной деятельности в автономном округе. Для этого необходимо обеспечить переход от прямых бюджетных инвестиций к государственной поддержке инвестиционной деятельности во всех отраслях, где для этого сформировались рыночные условия. Необходимо обеспечить условия, когда инвестиционные проекты будут осуществляться из внебюджетных источников, а средства бюджета использоваться на подготовку инвестиционных предложений, бизнес-планы инвестиционных проектов, экспертизу экономической эффективности инвестиционных проектов, то есть на информацию, призванную привлечь потенциальных инвесторов, а также на подготовку площадок для развития инвестиционной деятельности.

Недостаточно в автономном округе применяется инструментарий государственно-частного партнёрства (далее - ГЧП). В широком понимании любое взаимодействие власти и бизнеса по достижению взаимовыгодных социальных или экономически значимых целей является примером ГЧП. Отечественная практика насчитывает около полутора десятков инструментов ГЧП, которые кроме прочего можно использовать в различных компиляциях, существенно расширяя при этом возможности для реализации инвестиционных планов. Внедрение механизмов ГЧП в деятельность органов исполнительной власти способно существенно улучшить инвестиционный климат на территории автономного округа и служить дальнейшей основой развития инвестиционной деятельности.