Действующий

Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие средств массовой информации Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 2011 годы"

I. Характеристика проблемы (задачи), на решение которой направлена Программа


На территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) действует 18 окружных и 64 муниципальных средств массовой информации, специализирующихся на создании и распространении периодических печатных изданий (газета, журнал, альманах) и программ радио, телевидения, интернет-изданий.

Анализ состояния средств массовой информации автономного округа как отрасли показывает, что на сегодняшний момент на территории автономного округа сформирована структура учреждений окружного и муниципального форматов, способная оперативно и качественно создавать и распространять информационные материалы в виде периодической печатной продукции, программ радио и телевидения.

С 2005 года на территории автономного округа действовала окружная целевая программа "Развитие средств массовой информации (издательско-полиграфического комплекса, радио и телевидения) Ямало-Ненецкого автономного округа на 2005 - 2008 годы". В результате реализации программных мероприятий все учреждения радио и телевидения оснащены оборудованием, позволяющим создавать программные продукты в цифровом формате, заменено устаревшее полиграфическое оборудование муниципальных газет, обновлён парк технологического оборудования государственного унитарного предприятия автономного округа "Издательство "Красный Север", окружная телерадиовещательная компания "Ямал-Регион" укомплектована станциями спутниковой связи, позволяющими организовывать прямые включения (теле- и радиовещание) практически из любых труднодоступных территорий автономного округа.

В рамках реализации программных мероприятий создана система обучения работников средств массовой информации, позволяющая качественно повышать профессиональный уровень работников средств массовой информации (далее - СМИ) без отрыва от производства и с использованием непосредственно того производственного комплекса, на котором работает редакция. Для обучения привлекаются профессиональные педагоги из отраслевых высших учебных учреждений.

Значимым программным мероприятием является реализация информационных проектов, основной задачей которых является повышение информированности жителей автономного округа о решении стратегически важных задач государственной политики в автономии.

Разработка, создание и реализация Программы является продолжением начатых в 2005 году программных мероприятий по совершенствованию созданной отраслевой сети СМИ и полиграфии, реализации новых подходов к производству и распространению информационного продукта, повышению уровня информированности жителей автономного округа.

В рамках создания в России единого информационного пространства развитие СМИ автономного округа необходимо рассматривать в первую очередь с точки зрения обеспечения конституционных прав и свобод граждан на доступ к массовой информации, использование духовного и культурного наследия, исторических традиций, соблюдения норм общественной жизни, защиты нравственных ценностей и воспитания патриотизма.

Основные направления государственной информационной политики в автономном округе определяются текущей ситуацией, сложившейся в информационной сфере автономного округа, потребностью координации и реального управления процессом по формированию и развитию комплексной интегрированной информационной среды автономного округа для достижения конкретных целей.

Государственная информационная политика автономного округа рассматривается прежде всего как инструмент укрепления связи федерального центра, автономного округа и муниципальных образований. При этом важное значение имеют её политические, социальные, экономические, организационно-правовые цели, а также результаты их достижения, улучшающие жизнь граждан, общества и действенность государственной власти.

Право граждан на получение информации - это законодательно закреплённая обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Обеспечение информацией может быть:

- опосредованным, когда право на получение информации обеспечивается путём государственного регулирования в указанной сфере путём создания совокупности организационных, организационно-технических, правовых, экономических и иных мер, устанавливаемых государственными органами и органами местного самоуправления в целях реализации прав граждан на получение объективной информации;

- непосредственным, когда право граждан на получение информации обеспечивается государственными органами и органами местного самоуправления путём непосредственного информирования через государственные или муниципальные средства массовой информации.

Система массовых коммуникаций автономного округа в настоящее время переживает стадию становления и представляет собой переплетение государственных, муниципальных, ведомственных и частных СМИ. В ней сталкиваются самые разные, в том числе и локальные, ведомственные интересы.

В настоящий момент права жителей автономного округа на поиск, получение, производство и распространение информации обеспечиваются не в полной мере.

Это связано в первую очередь со следующими обстоятельствами:

1. Географическая отдалённость и труднодоступность населённых пунктов автономного округа от федеральных, областных и прочих информационных центров России.

2. Создание в России гражданского общества требует более современных инструментов диалога власти и населения.

3. Эффективное проведение в Российской Федерации административной реформы, экономических и социальных реформ требует более оперативного и качественного информирования населения автономного округа о ходе проведения реформ.

4. Отсутствие федеральных нормативов в данной сфере государственного регулирования.

5. Повышение значимости информации для всех сфер деятельности человечества.

6. Высокая скорость технического прогресса в данных отраслях экономики.

Учитывая то, что создание единого информационного пространства автономного округа и его интеграция в Российскую информационную систему затрагивает не только вопросы технического оснащения учреждений СМИ, но и вопросы квалификации работников СМИ, работы редакционных коллективов в едином формате подготовки программ, консолидации творческих и технических потенциалов для формирования окружных каналов телевидения и радиовещания, решение вопроса развития средств массовой информации только за счёт средств муниципальных образований в автономном округе не только неэффективно, но и затруднительно.

Если эффективность бюджетного финансирования муниципальных и государственных учреждений СМИ можно решить непосредственно путём внедрения программно-целевых методов расходования бюджетных средств этими организациями, то для эффективного развития информационного пространства автономного округа в целом одних этих мер будет недостаточно по следующим обстоятельствам:

1. Необходим комплекс мероприятий, связывающих в единую отрасль все учреждения СМИ, вне зависимости от их источников финансирования (окружной бюджет или бюджеты муниципальных образований в автономном округе) и используемых технологий распространения СМИ (программы телевидения, радио, журналы, газеты, интернет-редакции, информационные агентства и т.д.) при совместном их участии в отраслевых мероприятиях как регионального, так и федерального уровней.

2. Повышение профессионального уровня работников СМИ автономного округа требует проведение обучающих мероприятий.

3. Сбор и подготовка для дальнейшего опубликования материалов муниципальными СМИ ограничен не только информационными поводами на территории муниципальных образований в автономном округе, но и ограниченностью финансирования муниципальных СМИ в части командировочных расходов.

Реализация поставленных Программой задач возможна только в рамках деятельности департамента информационной политики и связей с общественностью автономного округа (далее - департамент) как отраслевого департамента, координирующего деятельность средств массовой информации в соответствии с Положением, утверждённым постановлением Правительства автономного округа от 08 июля 2010 года N 106-П "О департаменте информационной политики и связей с общественностью Ямало-Ненецкого автономного округа".