ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2010 года N 562-П
Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"
Документ с изменениями внесёнными:
-постановлением Правительства автономного округа от 17.02.2011 N 75-П
-постановлением Правительства автономного округа от 30.05.2011 N 345-П
-постановлением Правительства автономного округа от 28.07.2011 N 536-П
-постановлением Правительства автономного округа от 27.10.2011 N 787-П
-постановлением Правительства автономного округа от 22.02.2012 N 139-П
-постановлением Правительства автономного округа от 26.04.2012 N 320-П
-постановлением Правительства автономного округа от 15.06.2012 N 477-П
-постановлением правительства автономного округа от 20.11.2012 N 973-П
-постановлением Правительства автономного округа от 24.12.2012 N 1108-П
-постановлением Правительства автономного округа от 20.05.2013 N 349-П
-постановлением Правительства автономного округа от 17.07.2013 N 570-П
В целях реализации полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере агропромышленного комплекса (оленеводство, звероводство, охотничий промысел, скотоводство, рыболовство, традиционные виды хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, растениеводство, мелиорация, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевая и перерабатывающая промышленность, устойчивое развитие сельских территорий) Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Развитие сельского хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы".
. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Мискевича Е.В. (в ред. от 20.05.2013 N 349-П)
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Д.Н. Кобылкин
от 27 декабря 2010 г. N 562-П
Окружная долгосрочная целевая программа "Развитие сельского хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"
Наименование Программы | "Развитие сельского хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы (далее – Программа) |
Основание для разработки | распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2010 года N 397-РП |
Госзаказчик-координатор | департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент АПКТиП ЯНАО) |
Госзаказчик | Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент строительства и жилищной политики) |
Разработчики Программы (в ред. от 20.05.2013 N 349-П ) | департамент АПКТиП ЯНАО |
Цели и задачи Программы | Цель Программы: сохранение и дальнейшее развитие сельского хозяйства автономного округа, в том числе традиционных отраслей. |
Сроки и этапы реализации | Программа будет реализована в 2011- 2013 годы в один этап |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели по годам реализации Программы | сохранность взрослого поголовья оленей; |
Основные направления реализации мероприятий | закуп племенных животных для обновления поголовья и улучшения производственных показателей; |
Объёмы финансирования | Программа финансируется за счёт средств окружного бюджета. Прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы составит 2 845 523 тыс. руб., |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | сохранность взрослого поголовья - 92%; |
Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ) – крупнейший в территориальном и экономическом отношении регион Севера России. Сельское хозяйство автономного округа в силу естественно-климатических условий ориентировано в первую очередь на традиционные отрасли - оленеводство, звероводство, промыслы, которые являются основной формой хозяйственной деятельности значительной части коренного населения, источником сохранения традиционного образа жизни, культуры, этнических и экологических традиций коренных малочисленных народов Севера.
Данная Программа разработана на основе анализа современного состояния сельского хозяйства автономного округа. Программные мероприятия разработаны с учетом экономических и социальных возможностей автономного округа и направлены на комплексное решение проблем агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство округа, являясь многоцелевым сектором экономики, объединяет целый ряд жизнеобеспечивающих функций: экономических, социальных, экологических и политических. В настоящее время уровень эффективности системы выдвигает на первый план проблему эффективного использования имеющегося экономического потенциала и мобилизации внутренних ресурсов.
Программой определяются основные направления по реализации развития сельского хозяйства, включённые в Стратегию и Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - РФ) на период до 2020 года.
В соответствии со Стратегией современное социально-экономическое состояние сельского хозяйства автономного округа определяется интенсивным развитием базового сектора региональной экономики - нефтегазодобычи, ростом инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, активизацией строительства объектов социально-бытовой инфраструктуры в сельских населенных пунктах, участием сельского населения в реформировании различных сфер жизни.
На 1 января 2010 года в автономном округе функционирует 96 хозяйств с различной организационно-правовой формой, 50 общин и более 3000 хозяйств оленеводов-частников.
Основной отраслью сельского хозяйства округа является оленеводство. Численность северного оленя, выпасающегося в автономном округе, на 01 января 2010 года составляет 659,5 тыс. голов, в том числе в сельхозпредприятиях - 289,7 тыс. голов и в хозяйствах населения – 369,8 тыс. голов.
Ежегодно в округе в целом производится около 7 тыс. т оленьего мяса в живом весе. Следует отметить, что продукция оленеводства реализуется в основном на внутреннем рынке и лишь 14,5% на внешнем рынке, по сравнению с аналогичными её видами в зарубежных странах.
Главная особенность оленеводства округа заключается в том, что 56% всего поголовья оленей находится в хозяйствах населения и только 44% голов в собственности сельхозпредприятий. В таких районах, как Тазовский (81,1%), Ямальский (43,3%), Приуральский (70%) олени находятся в собственности населения.
За последние шесть лет в развитии АПК автономного округа отмечались позитивные тенденции, которые характеризовались увеличением объёма сельскохозяйственного производства в денежном выражении, общего количества хозяйств, ростом ВРП по сельскохозяйственной отрасли, положительной динамикой инвестиций в основной капитал агропромышленного комплекса. К негативным же тенденциям можно отнести сокращение сельскохозяйственных угодий, уменьшение среднегодовой численности работников в сельском хозяйстве, снижение экономической эффективности функционирования отрасли.
Анализ основных показателей развития сельского хозяйства автономного округа выявил, что в рамках анализируемого периода времени, с 2004 года по 2008 год, наблюдается значительный рост продукции сельского хозяйства в денежном выражении (в 2,2 раза). В то же время динамика индекса физического объема продукции сельского хозяйства по хозяйствам всех категорий свидетельствует о том, что физический объём продукции сельского хозяйства в течение данного периода уменьшился на 10,5%. Последнее позволяет сделать вывод о том, что ситуация в сельском хозяйстве автономного округа достаточно сложная. Для преодоления тенденции сокращения физического объема продукции сельского хозяйства необходимо продолжать системную работу по модернизации АПК автономного округа.
По сравнению с 2004 годом в 2008 году в сельском хозяйстве автономного округа общее количество сельскохозяйственных организаций увеличилось с 24 до 56. С институциональной точки зрения структура сельскохозяйственных организаций в автономном округе становится достаточно рыночной из-за преобладания частных предприятий. Основной вклад в производство продукции АПК автономного округа вносят сельскохозяйственные организации. Однако с 2004 года по 2008 год доля сельскохозяйственных организаций в общем объёме производства сельскохозяйственной продукции снизилась с 72,8% до 54,2%. Соответственно увеличилась доля в производстве сельскохозяйственной продукции хозяйств других категорий: доля хозяйств населения возросла за этот период с 27,1% до 45,5%, крестьянско-фермерских хозяйств (далее -КФХ) – с 0,1% до 0,3%. Рост производства сельскохозяйственной продукции в рамках хозяйств населения требует развития инфраструктуры традиционной экономики, ориентированной на потребности этого сектора АПК автономного округа.
За период с 2004 года по 2008 год поголовье оленей в сельскохозяйственных организациях увеличилось на 72 тыс. голов, или на 35%, в хозяйствах населения на 40 тыс. голов. Всего в 2008 году в хозяйствах населения находилось 58% голов оленьего стада автономного округа, в сельскохозяйственных организациях - 42%.
Оленеводство, выполняя социальную функцию сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, должно быть экономически эффективным. На долю автономного округа приходится почти половина производства оленей на убой в РФ. Так, в 2008 году в автономном округе было произведено 6 587 т мяса оленей на убой, что составило 47% производства оленей на убой в РФ. Таким образом, автономный округ, обладая самым многочисленным стадом оленей в стране, должен стать лидером на российском рынке в производстве продукции из оленины. При этом автономный округ должен быть лидером не только по количественным показателям производства оленины, но и по качественным. Основным направлением развития оленеводства в автономном округе должно стать углубление переработки продукции оленеводства и расширение ассортимента производимой продукции. Для этого необходимо активно продолжать работу по развитию высокотехнологичных перерабатывающих производств.
Таким образом, в автономном округе образовался своеобразный "симбиоз" между коллективным и личным оленеводством на основе взаимозависимости этих форм в вопросах совместного использования оленьих пастбищ, снабжения товарами народного потребления, производства и сбыта продукции оленеводства. Эта модель не планировалась заранее, она возникла и развилась эмпирически в ходе многолетнего ведения сельского хозяйства автономного округа.
Сельское хозяйство играет важную роль в обеспечении:
- занятости коренного населения автономного округа;
- продуктами питания населения автономного округа;
- условий для развития традиционных отраслей сельского хозяйства, которые позволяют сохранить традиционный уклад жизни коренных малочисленных народов Севера.
На территории автономного округа проживает 36 114 человек из числа коренных малочисленных народов Севера, из них 14 744 человек ведут кочевой образ жизни, обусловленный спецификой их рода занятия.
В целях обеспечения благосостояния и социальной защищённости коренного населения необходимо создание и обеспечение рабочими местами.
Основным продуктом питания, которым обеспечивает сельское хозяйство население автономного округа, является мясо оленей и продукты его переработки. За 2009 год в расчёте на душу населения в автономном округе было произведено 8 кг мяса.
Для повышения качества выпускаемой продукции оленеводства и ее конкурентоспособности в ряде муниципальных образований: Ямальский район, Приуральский район, Надымский район, Тазовский район, - возникла потребность в строительстве и модернизации объектов по переработке и производству продукции оленеводства.
Для сохранения поголовья оленей ненецкой породы с приумножением их породных качеств в автономном округе необходимо развивать селекционно-племенную работу.
Организация и проведение племенного учёта требует определённых финансовых и трудовых затрат. Только для полноценного проведения мероприятий по бонитировке и учёту необходимо иметь не менее 40 единиц просчётных коралей, затраты на строительство которых составят более 120 млн. рублей. Приобретение и строительство коралей необходимо для улучшения ведения зоотехнического учёта в стадах, проведения оценки качества потомства при проведении мероприятий племенной работы.
Сохранение северного оленеводства как системы этнической культуры требует новой парадигмы научного анализа и новой концепции оленеводства, где на первом месте стоит инновационная политика, направленная на целесообразное ведение технологии оленеводства (выпас, откорм, жёсткая выбраковка с научно обоснованным разведением, а также переработка, хранение мясной и кожевенно-меховой продукции оленеводства).
Улучшению племенного учёта будет способствовать переход на современные инновационные технологии, в частности внедрение чипирования животных. Одним из решающих факторов применения чипирования является повышение продуктивности животных и возможности планирования генетического потенциала стада оленей.
Приобретение крематориев имеет большое значение. Их отсутствие повлечёт за собой ухудшение экологической ситуации в автономном округе в связи с тем, что при утилизации боенских продуктов оленеводства возникает риск инфицирования определённой территории. Кроме того, при отсутствии крематориев приходится нести затраты на хранение, вывоз и утилизацию отходов от убоя оленей.
В условиях Крайнего Севера одной из основных отраслей, которая наряду с оленеводством позволяет обеспечивать занятость коренного населения, перешедшего на оседлый образ жизни, является клеточное пушное звероводство. Ведение клеточного пушного звероводства в сельскохозяйственных предприятиях является наиболее затратным, так как содержание зверей требует полноценного и сбалансированного кормления и специального ухода. Кроме того, цена реализации клеточной пушнины остается достаточно низкой. (абзац утр. силу от 24.12.2012 N 1108-П)
Экономическая необходимость дальнейшего развития клеточного пушного звероводства автономного округа определяется тем, что в настоящее время с пуском комплексов по убою оленей организованно производятся продукты боенского происхождения, используемые в кормлении клеточных пушных зверей. (абзац утр. силу от 24.12.2012 N 1108-П)
Основой клеточного пушного звероводства на ближайшие годы является сохранение отрасли, улучшение племенных и породных качеств поголовья зверей путём приобретения зверей из племенных хозяйств РФ. (абзац утр. силу от 24.12.2012 N 1108-П)
Кроме того, в дальнейшем развитии также нуждаются сельскохозяйственные организации, занимающиеся разведением крупного рогатого скота (далее - КРС) в автономном округе.
Разведением КРС в автономном округе занимается 9 сельскохозяйственных предприятий, в том числе 1 КФХ. Общее поголовье КРС в автономном округе составляет 845 голов, а наибольшее поголовье сосредоточено в следующих хозяйствах: открытое акционерное общество "Салехардагро", муниципальное унитарное предприятие (далее - МУП) сельскохозяйственный кооператив "Ноябрьский", общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Горковское".
Значительная часть поголовья сосредоточена в сельскохозяйственных предприятиях - 81,7% КРС, в личных подсобных хозяйствах граждан соответственно 17,1% КРС, в фермерских хозяйствах находится всего лишь 1,2% КРС.
Поголовье КРС, содержащееся в сельскохозяйственных предприятиях, сосредоточено на небольших молочно-товарных фермах, что затрудняет применение современных средств механизации трудоёмких процессов. Кроме того, для повышения качества продукции и расширения рынка сбыта необходимо строительство пунктов по переработке молока и обновление поголовья КРС путём приобретения племенных животных.
В целях организации мероприятий по защите рабочих и служащих подведомственных объектов, сельскохозяйственных животных, продуктов животноводства при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени на базе департамента АПКТиП ЯНАО создана служба защиты сельскохозяйственных животных. (с изм. от 20.05.2013 N 349-П)
В состав службы защиты сельскохозяйственных животных входит штаб службы (10 человек) и 10 формирований службы (205 человек), общая численность службы составляет 215 человек.
В ходе проверки службы защиты сельскохозяйственных животных автономного округа Уральским региональным центром Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 19-23 октября 2009 года было выявлено, что резерв средств индивидуальной защиты для личного состава службы укомплектован на 10%, что не соответствует утвержденным нормам.
Программой предусмотрены средства на обеспечение службы средствами индивидуальной защиты.
В целях решения проблемы низкого обеспечения информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства мероприятиями Программы предлагается продолжить работу по созданию системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства.
На территории автономного округа остро стоит проблема в обеспечении жителей овощной продукцией и бахчевыми культурами, соответствующими утверждённым стандартам. Практически вся завозимая продукция импортируется из других стран, что не всегда соответствует утвержденным нормативам, и лишь часть завозится из других регионов РФ.