Действующий

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Развитие рыболовства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы" (с изменениями на 17.07.2013)

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Рыболовство - одна из важнейших отраслей агропромышленного комплекса в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – автономный округ). В соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов") рыболовство – это деятельность по вылову, приёмке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, то есть вся технологическая цепочка от вылова рыбы до реализации выработанной из неё рыбной продукции.

Рыболовство призвано решать важнейшую государственную задачу - обеспечение населения высококачественными продуктами питания. При установленной норме 18,6 кг на человека и численности населения в автономном округе около 546 тыс. человек объём вылова рыбы должен составлять не менее 10,2 тысяч тонн, что превышает современные уловы рыбы.

Рыболовство в автономном округе имеет свою специфику. Рыболовством занята большая часть коренных малочисленных народов Севера (80%). Кроме того, рыбодобывающие организации зачастую являются основным местом работы во многих населённых пунктах.

В состав рыбохозяйственного фонда автономного округа входят:

- шельфовые воды южного побережья Карского моря с врезающимися в континент заливами-губами;

- реки, впадающие в эти заливы с прилегающими к ним соровыми системами;

- озёра, соединённые протоками или отшнурованные от основных водоёмов.

Общая протяжённость рек с протоками составляет 304888 км, площадь морских водоёмов 6503500 га, соров - 416500 га и озёр – 1491700 га. Всего общая площадь водной поверхности насчитывает более 64 тыс. кв. км.

Состояние запасов большинства видов рыб на территории автономного округа оценивается как удовлетворительное. В водоёмах автономного округа обитает 33 вида рыб, из которых 19 видов являются промысловыми: голец, нельма, муксун, пелядь, чир, ряпушка, сиг-пыжьян, омуль, ёрш, корюшка, плотва, елец, карась, тугун, щука, язь, лещ, окунь, налим.

Объём вылова любого объекта промысла в условиях рыночной экономики определяется действием целой группы факторов. Важнейшими являются:

- состояние запасов данного вида (добываемые в акватории автономного округа);

- технические возможности по ведению промысла, транспортировке улова и его переработке;

- экономическая целесообразность (рентабельность) реализации продукции;

- рыночная цена и спрос на продукцию рыболовства.

Причём каждый из этих факторов может выступать мощным тормозом в использовании запасов. Яркий тому пример - промысел ряпушки в Обской губе, где её фактические уловы в силу экономических причин гораздо ниже биологически обоснованных. С другой стороны именно состояние сырьевой базы во многом определяет величину возможных уловов.

Анализ современного состояния рыбного хозяйства автономного округа позволяет определить следующие основные проблемы, препятствующие его эффективному развитию:

- отсутствие комплексного подхода к государственному управлению развитием рыбного хозяйства;

- отсутствие необходимой нормативной правовой базы, а также механизмов устойчивого и долгосрочного управления водными биологическими ресурсами, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие рыбного хозяйства, в том числе прозрачность распределения этих ресурсов;

- высокий уровень физического износа и прогрессирующее моральное старение основных средств (износ основных средств организаций составляет около 70%);

- слабое развитие финансово-кредитных отношений, отсутствие развитого рынка рыбной продукции и эффективной рыночной инфраструктуры.

Увеличение объёмов добычи рыбы и производства рыбной продукции в организациях автономного округа возможно лишь при условии выделения на эти цели финансовых ресурсов из окружного бюджета. Это связано с тем, что сами организации в силу убыточности, не в состоянии осуществлять своё техническое перевооружение.

Без модернизации рыбопромыслового флота, технического перевооружения рыбоперерабатывающей базы, внедрения прогрессивных технологий невозможно увеличить выпуск продукции, повысить качество выпускаемой продукции и её потребительский спрос, не улучшаются и условия труда работающих.

Важное значение имеет расширение географии промысла и освоение всего рыбосырьевого потенциала водоёмов автономного округа. Это позволит значительно увеличить объёмы добычи рыбы и вовлечь в производственный процесс дополнительные людские ресурсы. При реализации Программы будут созданы предпосылки для улучшения социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера, большая часть которых занята в рыболовстве в автономном округе. Таким образом, данная Программа является комплексной и имеет не только экономическую, но и социальную направленность.

Актуальность решения указанной проблемы, определяющей необходимость развития рыболовства, подтверждается следующими документами:

Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов";

постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 09 декабря 2009 года N 1990 "О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года".

Рыбное хозяйство автономного округа всегда играло решающую роль не только в продовольственном комплексе автономного округа, но и продовольственном комплексе страны. Поставка рыбной продукции осуществляется в Тюменскую область и другие регионы страны.

Программа направлена на повышение экономической эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса автономного округа, реализацию комплексного и системного подхода к решению проблем в соответствии со стратегическими приоритетами развития рыбохозяйственного комплекса.