Действующий

О Программе Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа по повышению эффективности бюджетных расходов Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2012 года

Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа

Программа Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа по повышению эффективности бюджетных расходов Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2012 года


Программа Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа по повышению эффективности бюджетных расходов Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2012 года разработана в соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р.

I. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа

В Российской Федерации на протяжении последних 10 лет шёл активный процесс реформирования общественного сектора экономики. Основным приоритетом первых этапов реформ было элементарное соблюдение требований бюджетного законодательства. В дальнейшем акценты реформ смещались в сторону чёткого разграничения полномочий между уровнями публичной власти. С этой целью были приняты федеральные законы от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 04 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Установление чётко очерченных сфер компетенции и ответственности всех уровней публичной власти было необходимым условием для начала реформ совершенствования бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации, а также организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Целью дальнейшего реформирования бюджетного процесса стало реформирование системы управления общественными финансами, суть которой состояла в переходе от управления бюджетными затратами к управлению результатами. Это предполагает формирование системы оценки планов и показателей работы всех органов исполнительной власти и на этой основе подведение итогов, формулировку выводов и корректировку политики по отдельным направлениям. Кроме того, бюджетное планирование приобрело долговременный характер.

В рамках концепции "управления результатами" была расширена самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств, приоритет отдан внутреннему контролю, ответственность за принятие решений делегирована вниз. Стала внедряться практика мониторинга и последующего внешнего аудита финансов и результатов деятельности, а также оценка деятельности администраторов бюджетных средств по достигнутым результатам.

Описанные выше процессы реформ бюджетного сектора активно шли и в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ). И хотя автономный округ не участвовал в конкурсах на получение субсидий из федерального бюджета на реформирование региональных финансов, процессы реформ в автономном округе шли достаточно активно. Их результатом стал тот факт, что по итогам 2009 года автономный округ вошёл в десятку субъектов Российской Федерации, имеющих наивысшую оценку качества организации бюджетного процесса.

Одновременно с бюджетной реформой в Российской Федерации проходит административная реформа. Концепция административной реформы утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах". Этот процесс также активно шёл в автономном округе: постановлением Администрации автономного округа от 06 июля 2006 года N 321-А была утверждена окружная целевая программа "Административная реформа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2008 годы".

В её развитие постановлением Администрации автономного округа от 16 апреля 2009 года N 184-А была утверждена окружная целевая программа "Административная реформа в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 - 2011 годы", предусматривающая решение следующих задач:

- оптимизацию функционирования исполнительных органов государственной власти автономного округа;

- разработку и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти автономного округа, а также административных регламентов в исполнительных органах государственной власти автономного округа;

- внедрение в исполнительных органах государственной власти автономного округа принципов и процедур управления по результатам;

- разработку новых типовых управленческих технологий, применяемых в административно-управленческих процессах, основанных на широкомасштабном использовании информационных технологий;

- повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти и гражданского общества. Повышение информационной открытости и прозрачности исполнительных органов государственной власти автономного округа;

- повышение эффективности региональной системы бюджетных закупок;

- повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг посредством создания многофункциональных центров на территории автономного округа.

Теснейшим образом с административной реформой связана также программа "Противодействие коррупции в исполнительных органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 - 2011 годы", утверждённая постановлением Администрации автономного округа от 18 июня 2009 года N 342-А.

Автономный округ также был одним из первых субъектов Российской Федерации, перешедших на 3-летнее бюджетное планирование, и одним из немногих, которые не отказались от этой практики в кризис.

Таким образом, в автономном округе были достигнуты существенные результаты в реформировании бюджетного сектора экономики, в том числе при проведении административной реформы и реформирования общественных финансов.

Вместе с тем после проведения реформ в бюджетном секторе на всех уровнях бюджетной системы сохраняются существенные недостатки, связанные в том числе с недостаточной глубиной и зачастую формальным подходом к внедрению методов бюджетирования, ориентированного на результат (далее - БОР).

В той или иной степени с подобными проблемами столкнулись все субъекты Российской Федерации. В связи с этим на федеральном уровне были приняты или планируется принятие ряда концептуальных документов, определяющих ключевые направления дальнейших реформ на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации:

- Бюджетная стратегия Российской Федерации до 2023 года (проект);

- Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в автономном округе до 2013 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2009 года N 1123-р;

- Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р.

К ключевым проблемам бюджетного сектора можно отнести следующие:

- слабая связь бюджетного и стратегического планирования;

- отсутствие стимулов для повышения эффективности организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

- несоответствие современным требованиям системы финансового контроля;