Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства автономного округа от 14.10.2010 N 245-РП.
Несмотря на определённую стабилизацию в последнее десятилетие экономической и политической обстановки в Российской Федерации, задача защиты общества и граждан от правонарушений и преступных посягательств остаётся весьма актуальной. Продолжающийся рост преступности, повышение её уровня, присущие ей общественно опасные тенденции оказывают отрицательное влияние на все стороны жизнедеятельности государства и общества, серьёзно тормозят социально-экономические и политические преобразования.
Дальнейшая криминализация общественных отношений может стать неодолимой преградой стабилизации общества. Чтобы не допустить этого и взять криминальную ситуацию под контроль, необходимо последовательно реализовывать взвешенную государственную политику борьбы с преступностью, одним из важнейших направлений которой являются предупреждение и профилактика преступлений и правонарушений.
Особая роль государства в противодействии преступности обусловлена самой природой его социального предназначения. Как политическая организация общества оно располагает на федеральном и региональном уровнях соответствующими властными полномочиями, имеет в своём распоряжении социальные, культурно-воспитательные, принудительные, а также другие средства борьбы с преступностью и несёт перед гражданами обязанность надёжно защищать их от противоправных посягательств.
Решение проблемы только силами органов внутренних дел не возможно, так как возложенная на них функция по предупреждению преступлений зачастую выходит за пределы правовой и организационной компетенции их подразделений. Это порождает прямую зависимость результатов предупредительной деятельности органов внутренних дел от работы других субъектов профилактики, для которых данная функция является второстепенной, а порой и не вполне отвечающей их интересам. Отсюда укрывательство правонарушений предприятиями, учебными заведениями, неустановка технических средств наблюдения, охраны и т.п.
К сожалению, деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений до сих пор слабо обеспечена в правовом отношении: отсутствуют законодательная база государственной системы социальной профилактики, чёткая регламентация статуса субъектов и объектов предупредительного воздействия, их прав и обязанностей, санкций за их неисполнение, применяемых мер предупреждения, процессуальных вопросов индивидуального предупреждения и т.п.
Крайне ограничены материальные и иные ресурсные возможности для реализации мер предупреждения, особенно при оказании криминогенным и виктимным группам населения помощи, по бытовому, трудовому устройству, организации досуга, а также для привлечения населения к оказанию содействия органам внутренних дел в их профилактической деятельности.
Определённые недостатки в предупреждении преступлений обусловлены и существующей системой оценки работы органов внутренних дел, их служб и подразделений. Отдельные из критериев оценки их деятельности в большей мере ориентированы не на предупреждение, а лишь на раскрытие преступлений, что неизбежно приводит к увеличению числа последних и к сокращению профилактической работы.
На протяжении ряда лет в автономном округе осуществляется комплекс мероприятий, направленных на объединение усилий территориальных органов федеральных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления по выстраиванию единой многоуровневой системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности. Деятельность по профилактике правонарушений осуществляется во взаимодействии с образовательными учреждениями, профессиональными союзами, ветеранскими и молодёжными организациями, религиозными конфессиями.
Реализация комплексной целевой программы по усилению борьбы с преступностью, укреплению правопорядка и профилактике правонарушений на территории автономного округа на 2008 - 2009 годы позволила осуществить техническое перевооружение органов внутренних дел по автономному округу. В городах Ноябрьске и Новом Уренгое совершался монтаж аппаратно-программных комплексов "Безопасность", в остальных городах и районных центрах обеспечено развертывание систем видеонаблюдения и установка точек экстренной связи "гражданин-милиция", что позволило уже по итогам 2009 года увеличить на 3% раскрываемость преступлений, совершенных на улицах и в общественных местах населенных пунктов автономного округа. Произведено оснащение служебным транспортом, модернизация вычислительной, организационной техники и средств связи для участковых уполномоченных милиции, инспекторов по делам несовершеннолетних и органов внутренних дел по автономному округу.
Вместе с тем проделан большой объём работы по повышению социальной защищённости личного состава органов внутренних дел по автономному округу.
Несмотря на наличие положительных результатов в деятельности по обеспечению безопасности граждан на территории автономного округа, ситуация остаётся достаточно сложной и требует постоянного контроля со стороны как правоохранительных органов, так и органов государственной власти автономного округа.
Состояние правопорядка на территории автономного округа характеризуется как положительными, так и отрицательными тенденциями.
По статистическим данным на территории автономного округа в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилось количество тяжких и особо тяжких преступлений - на 4%. Возросло число преступных посягательств против личности - на 3%, количество фактов причинения тяжкого вреда здоровью – на 3%, изнасилований – на 10%.
Несмотря на отрицательные показатели, количество зарегистрированных преступлений сократилось на 5%, убийств - на 21%, удельный вес расследованных преступлений составил 68%, в сравнении по УрФО - 52%, по России – 56%.
По итогам 2009 года отмечено снижение подростковой преступности. Несовершеннолетними на территории автономного округа совершено 441 преступление, что на 16% меньше аналогичного показателя 2008 года.
Без применения программно-целевого метода к обеспечению безопасности и профилактике правонарушений невозможно нивелировать негативный эффект от старения материально-технической базы, снижения социальной защищённости личного состава, повышения текучести кадров в органах внутренних дел, а также снижения эффективности взаимодействия всех субъектов профилактики, что неизбежно повлечет за собой ухудшение криминогенной обстановки на территории автономного округа.
В основе Программы предусмотрены принципы: (в ред. от 14.06.2011 N 386-П)
- приоритетной роли государства в обеспечении целостной системы предупреждения и профилактики преступлений и правонарушений, совершенствования управления - воздействия на субъекты соответствующей деятельности для повышения её эффективности (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации; подпункт "а" статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; статья 10.1 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1; статья 5 Закона автономного округа от 05.04.2010 N 38-ЗАО); (в ред. от 14.06.2011 N 386-П)
- создания условий для обеспечения безопасности граждан и стратегически важных объектов экономики автономного округа (подпункт "а" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ); (в ред. от 14.06.2011 N 386-П)
- создания необходимых условий для эффективного функционирования органов внутренних дел автономного округа в целях обеспечения надёжной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, своевременного реагирования на изменения криминогенной обстановки (пункт 2 статьи 47 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ; пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 12.02.1993 N 209). (в ред. от 14.06.2011 N 386-П)