Недействующий

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2015 годы" (утратило силу на основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.04.2014 N 245-П)

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Cитуация, сложившаяся в образовании Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) сегодня, – это стабильность в работе и развитая сеть образовательных организаций от дошкольного до профессионального образования. (абзац с изм. от 14.10.2013 N 855-П)

Тем не менее система образования автономного округа переживает этап серьёзных структурных и содержательных изменений в соответствии с направлениями образовательной политики России, закреплёнными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утверждённой постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 09 декабря 2009 года N 1990 (далее - Стратегия СЭР ЯНАО до 2020), Комплексном плане формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009 – 2012 годы и на плановый период до 2020 года и Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", план действий которой утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года N 1507-р.

Стратегия СЭР ЯНАО до 2020 года определяет основные направления социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и стратегический курс на повышение уровня благосостояния и качества жизни населения автономного округа.

Развитие человеческого потенциала будет являться основной целью и необходимым условием инновационного развития автономного округа, выражающегося в повышении стартовых возможностей и жизненных шансов людей, проживающих на территории автономного округа.

Приоритет реализации технологий, связанных с развитием человеческого потенциала территории, переводит образование из обеспечивающей сферы в область управления развитием. Политика развития человеческого потенциала должна опираться на партнёрство субъектов гражданского общества, бизнеса и органов управления. Это приведёт к повышению статуса автономного округа на российской и международной карте регионов-лидеров.

Заданные направления позволяют выделить ряд проблем, существующих сегодня в системе образования автономного округа и требующих решения с применением программно-целевого метода:

отсутствие системы выявления и поддержки одарённых детей на основе межведомственного взаимодействия;

отсутствие условий для обеспечения доступного качественного образования детям и молодёжи из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;

обеспечение доступности дошкольного образования на территории автономного округа;

недостаточная эффективность системы образования в духовно-нравственном и патриотическом воспитании обучающихся, развитии социальной и культурной компетентности личности, формировании человека и гражданина;

недостаточное развитие системы общего, дополнительного и профессионального образования в части поддержки технического творчества обучающихся, инженерно-конструкторской и изобретательской деятельности в соответствии с потребностями экономики региона;

несоответствие перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка в профессиональных образовательных организациях, перспективной потребности рынка труда в автономном округе; (абзац с изм. от 14.10.2013 N 855-П)

несоответствие существующей системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников задачам инновационной модели образования;

несоответствие форм и способов управления образовательной организацией требованиям современного менеджмента; (абзац с изм. от 14.10.2013 N 855-П)

отсутствие единой региональной информационной системы с инфраструктурой, обеспечивающей эффективное применение информационно-коммуникационных технологий в образовании, в том числе дистанционного обучения;

недостаточное влияние новой системы оплаты труда на повышение статуса педагога в современном обществе и улучшение качества образовательных услуг;

формирование объемов финансирования профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций дошкольного и дополнительного образования детей без применения принципов нормативного подушевого финансирования при незначительной доле привлекаемых внебюджетных средств; (абзац в ред. от 14.10.2013 N 855-П)

неэффективность механизмов внедрения региональной системы оценки качества образования;

обеспечение безопасности пребывания участников образовательного процесса в образовательных организациях на территории автономного округа; (абзац с изм. от 14.10.2013 N 855-П)

обеспечение функционирования образовательных организаций в правовом поле. (абзац с изм. от 14.10.2013 N 855-П)

Для решения данных проблем необходимо сочетание различных подходов, которые обеспечивает программно-целевой метод. Его использование при решении проблем образования автономного округа предполагает синтез целевого, программного, системного, структурного, функционального и комплексного подходов.

Применение программно-целевого метода для решения проблем образования обеспечивает единство чётко структурированной и сформулированной содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов её реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы.

Применение программно-целевого метода позволит наряду с текущим финансированием сконцентрировать средства на развитие системы, обеспечить формирование новых качественных связей для достижения системных эффектов и результатов. Мероприятия по поддержке, развитию опорных точек, изменению системных связей будут реализованы в ходе выполнения проектов с привлечением к их исполнению на конкурсной основе образовательных, научных и иных организаций. Это в свою очередь позволит обеспечить эффективное и рациональное использование средств окружного бюджета. Сфера образования автономного округа, исходя из этих положений, должна работать на увеличение интеллектуального потенциала, инновационное развитие региона, на его успешную трансформацию в постиндустриальный мир. В автономном округе необходимо сформировать образовательную инфраструктуру, позволяющую человеку на протяжении всей жизни осваивать новые квалификации. (абзац с изм. от 14.10.2013 N 855-П)

Большинство задач в рамках указанных направлений деятельности являются сквозными и будут реализовываться в масштабах всей системы образования автономного округа, детализируясь по уровням образования, имеющим свои специфические проблемы.

Системно-деятельностный подход к образованию, его индивидуализация, развитие системы дополнительного образования и воспитания будут определять развитие системы общего образования. Ключевым понятием новых образовательных стандартов является образовательная программа образовательной организации. Внедрение новых федеральных образовательных стандартов в общем образовании потребует существенной диверсификации системы переподготовки и повышения квалификации кадров - как педагогических, так и управленческих. (абзац с изм. от 14.10.2013 N 855-П)

Опорными точками для решения приоритетных задач станут организации, представляющие инновационную инфраструктуру окружного образования прежде всего за счёт реализуемых образовательных программ, формируя ресурс для качественного изменения реализуемых в большинстве организаций практик. Согласованные и принятые на всех уровнях системные изменения в оценке результатов образования обеспечат внедрение новых, способствующих формированию сквозных компетентностей механизмов управления образовательным процессом. Целевая подготовка в деятельностном режиме директоров школ и управленческих команд будет способствовать становлению эффективного образовательного менеджмента, соответствующего задачам развития отрасли в контексте инновационного сценария развития территории. (абзац с изм. от 14.10.2013 N 855-П)

Стратегической целью окружной долгосрочной целевой программы развития системы образования автономного округа на 2006 - 2010 годы стало создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.

Для достижения этой цели решался целый комплекс стратегических задач, направленных на развитие инфраструктуры образования автономного округа, создание условий для повышения качества образования.