Практика развития мирового сообщества свидетельствует о возрастающем влиянии инновационной деятельности на темпы экономического роста. Это во многом объясняется тем, что продукты интеллектуального труда на мировом рынке имеют существенно более высокую прибавочную стоимость, нежели продукция сырьевой направленности (минеральные ископаемые, металлы, нефть, газ и т.п.) и других сфер экономической деятельности. Именно поэтому в экономически развитых странах в кратчайшие сроки достигается максимальный прирост производства и валового национального продукта.
Перевод экономики России на инновационный путь развития требует комплексного подхода к развитию инновационной деятельности, эффективного функционирования инновационной системы в интересах реализации государственной инновационной политики.
Для России в целом, её регионов нет более важной проблемы в настоящее время, чем проблема активизации инновационной деятельности, формирование центров инновационной активности, формирование инфраструктуры поддержки инноваций.
Эта глобальная проблема общенационального масштаба, которая требует не частичных разобщённых решений, а комплексного системного и программного государственного подхода. Она связана с формированием национальной инновационной системы, повышением уровня национальной инновационной активности и культуры общества.
Общенациональная инновационная система должна опираться на инновационные системы регионов, объединяя их на единой правовой, политической, экономической, методической и информационной основе. Поэтому создание региональных инновационных систем, их элементов и отдельных субъектов инновационной деятельности является важнейшей частью инновационного развития России.
Примерами российских регионов, которые достигли существенных результатов в инновационной сфере, являются Томская, Свердловская, Нижегородская, Саратовская, Калужская, Ростовская области, республики Татарстан, Башкортостан, Санкт-Петербург и другие субъекты Федерации. В этих регионах полностью или частично сформированы инновационные системы, позволяющие решать социально-экономические проблемы на основе новейших научно-технических разработок.
Одной из основных задач департамента по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент) является содействие инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – автономный округ). В Положении о департаменте указано, что он обеспечивает научное и инновационное развитие экономики автономного округа путём принятия и реализации региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, создания научных организаций автономного округа. Это положение подтверждает соответствие проблемы организации инновационной деятельности в автономном округе стратегическим целям и тактическим задачам департамента как субъекта бюджетного планирования.
Автономный округ как субъект Российской Федерации имеет высокий бюджетный потенциал для успешного развития инновационной деятельности. Основными положительными характеристиками такого развития являются:
наличие высокотехнологичных производств, связанных с добычей, предварительной переработкой и транспортировкой нефти, газа и газового конденсата, что вызывает необходимость привлечения значительного числа высококвалифицированных кадров и постоянного обновления технологий и оборудования;
наличие в нефтегазодобывающих предприятиях специализированных внедренческих подразделений (научно-технических центров), осуществляющих поиск, экспертизу инновационных разработок и их применение в производстве.
Наличие инновационных разработок в социальной сфере автономного округа (образовании, здравоохранении, культуре, органах управления государственной власти автономного округа и муниципальных образований) является безусловным катализатором перевода региона на инновационный путь развития.
В то же время экономика автономного округа имеет выраженный моноотраслевой характер с преобладанием производства углеводородного сырья.
Потребность в высококвалифицированных кадрах предприятиями нефтегазового комплекса удовлетворяется в основном за счёт привлечения уже подготовленных специалистов, зачастую вахтовым методом. Такая ситуация не способствует развитию собственного научно-образовательного комплекса.
Современные технологии применяются прежде всего в собственных производственных подразделениях, в то же время такие жизненно необходимые для населения отрасли, как коммунальное хозяйство, гражданское строительство, городской транспорт остаются в стороне от инновационной деятельности. Усугубляет положение в жилищно-коммунальной и социальной сфере и то, что до недавнего времени коммунальные и социальные службы муниципальных образований в автономном округе содержались за счёт добывающих предприятий и их развитие осуществлялось за счёт экстенсивного фактора. Сегодня же передача этих служб под управление муниципальных образований, а значит, на бюджетное содержание требует решения ряда накопившихся проблем только интенсивным путём, в том числе за счёт применения инновационных разработок.
Структура акционерного капитала предприятий нефтегазового комплекса сформирована таким образом, что решение многих финансовых вопросов невозможно без разрешения головных компаний, поэтому руководители основных градообразующих предприятий даже при желании затрудняются участвовать в создании инновационных структур автономного округа.
Отмеченные предпосылки и отрицательные факторы создают проблемную ситуацию в формировании инновационного уклада экономики автономного округа и требуют системного подхода к созданию и обеспечению функционирования региональной инновационной системы.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Концепцией инновационного развития автономного округа.
Реализация настоящей Программы производится в полном соответствии с целями и задачами субъекта бюджетного планирования - департамента, следующими из Положения о департаменте, утверждённого постановлением Правительства автономного округа от 24 июня 2010 года N 85-П "О департаменте по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа".