В Программе рассматриваются проблемы обеспечения строительной индустрии Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) собственной сырьевой базой, научно-аналитического и информационного обеспечения органов государственной власти, формирования фонда геологической информации, противофонтанной безопасности на геологоразведочных скважинах, а также необходимость и возможность решения этих вопросов путём развития минерально-сырьевой базы автономного округа.
Настоящая Программа направлена на решение следующих приоритетов в развитии и освоении минерально-сырьевой базы автономного округа:
развитие минерально-сырьевой базы общераспространённых полезных ископаемых с целью обеспечения потребностей строительного комплекса автономного округа в сырье для производства строительных материалов, в том числе для успешной реализации проекта "Урал промышленный - Урал Полярный";
информационно-аналитическое обеспечение принятия решений в сфере недропользования;
ведение и пополнение Территориального фонда геологической информации автономного округа;
контроль за состоянием скважин, находящихся в собственности автономного округа.
Указанные приоритеты изложены в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации и Губернатора автономного округа. Реализация приоритетов будет способствовать достижению основных стратегических целей социально-экономического развития автономного округа:
1. Создание потенциала будущего развития путём повышения разведанных запасов полезных ископаемых.
2. Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста в результате улучшения инвестиционного климата и создание новых производственных субъектов на территории автономного округа.
3. Изучение и разработка месторождений общераспространённых полезных ископаемых Полярного Урала.
4. Предотвращение негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию её последствий путём проведения профилактических работ по предупреждению возникновения газонефтепроявлений открытых газовых и нефтяных фонтанов.
С увеличением темпов гражданского и промышленного строительства на территории автономного округа и всей Тюменской области особо актуальным становится вопрос создания собственной базы строительной индустрии.
В период 2009 - 2011 годов в автономном округе планируется резкий всплеск строительства железных и автомобильных дорог и, в первую очередь, строительство железнодорожной магистрали "Обская - Полуночное" в рамках проекта "Урал промышленный - Урал Полярный". А все разведанные месторождения камня строительного находятся преимущественно в районе пос. Харп, а также вдоль строящейся железной дороги "Обская - Бованенково". Кроме того, перспективная потребность муниципальных образований автономного округа оценивается в 3 - 4 млн. м3 в год, в том числе порядка 1 млн. м3 скальной породы и бутового камня, остальное - щебень. Для удовлетворения потребностей автономного округа для промышленного и гражданского строительства в камне строительном, бутовом, щебне планируется постановка поисковых и оценочных работ на восточном склоне Полярного Урала для выявления порядка 10 месторождений камня строительного. Подготовка этих участков и выставление на аукционы позволит вернуть затраченные на геологоразведочные работы средства в бюджет автономного округа и обеспечить потребность строительной индустрии автономного округа в камне строительном на 15 - 20 лет.
В связи со спросом на пески для строительных работ в районе г. Салехарда, пос. Аксарки и для строительства железной дороги "Салехард - Надым" целесообразно поставить поисковые и оценочные работы на этот дефицитный вид сырья. При выполнении поисковых работ на титанциркониевые россыпи выделено 4 наиболее перспективных участка в окрестностях г. Салехарда с песками строительными, пригодными для отсыпки дорог и площадок. Для подготовки этих участков к лицензированию необходимо провести оценочные работы, подсчитать и утвердить в Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых категорийные запасы.
Главной задачей, которая должна быть выполнена в результате научно-аналитических и тематических работ, является повышение эффективности геологоразведочных работ и подготовка активных запасов углеводородов, обеспечивающих стабилизацию их добычи в районах с развитой инфраструктурой, обоснование перспектив нефтегазоносности малоизученных территорий автономного округа.
Приоритетными направлениями региональной политики в этой области являются:
мониторинг ресурсной базы углеводородов, региональный прогноз на углеводороды;
сопровождение геологоразведочных работ на нефть и газ;
мониторинг сырьевой базы углеводородов на территории автономного округа;
мониторинг ресурсно-сырьевой базы общераспространённых полезных ископаемых.
Выполнение комплекса научно-исследовательских работ в части мониторинга ресурсной базы, геологоразведочных работ и добычи обеспечит контроль за недропользованием в автономном округе, что, в свою очередь, позволит Администрации автономного округа иметь свою обоснованную позицию как при взаимодействии с нефтегазодобывающими компаниями, работающими на территории автономного округа, так и с уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации при решении вопросов, связанных с природно-ресурсным регулированием и развитием нефтегазового комплекса автономного округа.
Работы, направленные на обоснование перспектив нефтегазоносности неизученных районов автономного округа, должны способствовать повышению инвестиционной привлекательности освоения данных районов со всеми вытекающими отсюда последствиями: создание новых районов нефтегазодобычи, развитие транспортных коммуникаций, создание новых рабочих мест, расширение налогооблагаемой базы.
Вопрос утилизации попутного нефтяного газа является особой проблемой. Значительные капитальные затраты не позволяют в сложившейся экономической ситуации предприятиям обеспечить строительство объектов для его транспортировки на газоперерабатывающие предприятия. От целого ряда месторождений попутный нефтяной газ, являющийся ценным сырьевым ресурсом, сжигается на факелах. Проблема утилизации попутного нефтяного газа - одна из наиболее актуальных проблем для автономного округа. Она требует всестороннего решения как со стороны нефтедобывающих предприятий, так и со стороны органов государственной власти.
Топливно-энергетический комплекс (далее - ТЭК) России, основу которого составляет нефтяная и газовая промышленность, - важнейший элемент экономики страны, значимая часть мировой системы энергообеспечения. И от того, насколько успешно он функционирует, зависит достижение стратегических целей, направленных на стабильное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на энергоресурсы, обеспечение валютных и налоговых поступлений в бюджет России. Важную роль в процессе управления, функционирования и развития секторов ТЭК играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому одной из важнейших задач является их постоянное и своевременное обеспечение аналитической информацией.
Разработка "Программы развития и освоения минерально-сырьевой базы общераспространённых полезных ископаемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2014 годы" позволит выработать основные направления геологоразведочных работ по укреплению и развитию минерально-сырьевой базы для строительной индустрии, составить перечень объектов лицензирования и программы освоения месторождений общераспространённых полезных ископаемых, определить планируемые объёмы добычи с учётом перспектив строительства и реализации крупнейших инвестиционных проектов.
Постановка работы по научному обоснованию гидрогеологических условий нового горнодобывающего региона России, с созданием гидрогеологической карты масштаба 1:500 000 и комплекта аналитических карт будет иметь несомненный практический интерес в части возможности водоснабжения промышленных предприятий и населённых пунктов, обеспечения рационального водопользования, прогноза условий обводнения горных выработок при разработке месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с полномочиями департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса автономного округа будет продолжена работа по сбору, обработке, систематизации и загрузке геолого-геофизической и промысловой информации в Территориальный фонд геологической информации автономного округа и перевод всей информации из исходного формата хранения в цифровой формат.
В задачи Территориального фонда входит сбор, хранение данных и активное использование этих данных как для внутренних целей Администрации автономного округа, так и оказание информационных услуг для недропользователей.