ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Документ с изменениями внесенными:
-постановлением Правительства автономного округа от 09.08.2011 N 584-П
-постановлением Правительства автономного округа от 24.10.2011 N 771-П
-постановлением Правительства автономного округа от 27.02.2012 N 145-П
-постановлением Правительства автономного округа от 23.07.2012 N 589-П
-постановлением Правительства автономного округа от 29.01.2013 N 30-П
-постановлением Правительства автономного округа от 12.08.2013 N 639-П
-постановлением Правительства автономного округа от 02.10.2013 N 806-П
В целях обеспечения социальной защиты инвалидов и их интеграции в общество Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы" (далее – Программа).
2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) обеспечить финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в окружном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
3. Рекомендовать главам (главам администраций) муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе содействовать эффективной реализации мероприятий Программы и достижению оптимальных значений показателей и индикаторов.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Бучкову Т.В.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Д.Н. Кобылкин
от 20 декабря 2010 N 484-П
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 09.08.2011 N 584-П)
(с изм. от 24.10.2011 N 771-П)
(с изм. от 27.02.2012 N 145-П)
(с изм. от 23.07.2012 N 589-П)
(с изм. от 29.01.2013 N 30-П)
(с изм. от 12.08.2013 N 639-П)
(с изм. от 02.10.2013 N 806-П)
Наименование Программы | окружная долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы" |
Основание для разработки | Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ; |
Госзаказчик- координатор | департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (с изм. от 29.01.2013 N 30-П ) |
Госзаказчик | департамент по физической культуре и спорту |
Разработчики Программы | департамент социальной защиты населения |
Цели и задачи Программы | цели Программы - создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, устранение или наиболее полная компенс ация утраченных физических возможностей, а также интеграция инвалидов в общество. |
Сроки и этапы реализации | 2011 - 2013 годы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели по годам реализации Программы | - число специалистов учреждений, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам, прошедших курсы повышения квалификации; |
Основные направления реализации мероприятий | - информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов; |
Объёмы финансирования | финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств окружного бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | реализация мероприятий Программы позволит: |
Социальная защита и социальная поддержка инвалидов на протяжении многих лет являются одним из приоритетных направлений социальной политики в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ).
Решение проблем инвалидов в автономном округе осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами различного уровня, направленными на социальную защиту инвалидов.
Согласно данным актуального регистра на 01 января 2010 года на территории автономного округа численность инвалидов составляет 14973 человека.
Категории | на 01.01.2009 | на 01.01.2010 |
Всего инвалидов, | 15011 | 14973 |
Инвалиды старше 18 лет | 13294 | 13305 |
Дети-инвалиды | 1717 | 1668 |
Наибольшая численность инвалидов зарегистрирована в таких муниципальных образованиях, как город Новый Уренгой, город Ноябрьск, город Надым.
Развитая законодательная база и материальные ресурсы позволили создать в автономном округе систему социальной защиты инвалидов, состоящую из нескольких взаимосвязанных и взаимодополняющих систем (направлений):
1) системы мер социальной поддержки инвалидов;
2) системы реабилитационных мероприятий;
3) системы социального обслуживания инвалидов.
Система социальной защиты инвалидов включает в себя комплекс мер, объединяет различные структуры и ведомства для решения одной общей задачи - обеспечения инвалидам равных возможностей в реализации гражданских, экономических и иных прав.
Для обеспечения комплексного подхода к организации социальной защиты инвалидов в автономном округе в дополнение к мерам социальной поддержки и социальной защиты инвалидов, установленным федеральным законодательством, предоставляются региональные меры социальной поддержки, закреплённые в ряде нормативных правовых актов автономного округа.
В автономном округе в период реализации окружной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы" (далее – действующая программа) зарегистрирован рост на 7,1 процентных пункта доли инвалидов, получивших различные виды реабилитационных услуг. Вместе с тем эффективность реабилитационных мероприятий не достаточно высока. По данным федерального государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу" (далее - Главное бюро МСЭ), показатели полной реабилитации среди детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет не имеют устойчивой тенденции роста, а показатель частичной реабилитации взрослых инвалидов снизился с 9,9 % в 2006 году до 7,3 % в 2009 году.
Для повышения эффективности реабилитационных мероприятий необходимо активизировать работу по внедрению в деятельность социальных служб автономного округа инновационных технологий и методик работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, а также расширению спектра социальных услуг, предоставляемых инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, начатую в рамках действующей программы.
Проблема низкой эффективности реабилитационных мероприятий для инвалидов усугубляется отсутствием на территории автономного округа специализированных реабилитационных учреждений для инвалидов (санаториев, домов-интернатов для психохроников и детей, имеющих отклонения в психическом и умственном развитии). В то время, как по данным Главного бюро МСЭ в автономном округе на протяжении многих лет среди причин (как первичной, так и повторной), лежащих в основе инвалидности среди детей, в первую тройку входят болезни нервной системы, психические расстройства и врождённые аномалии. По уровню первичной инвалидности по классам и группам болезней среди взрослого населения в тройку лидирующих заболеваний входят болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни костно-мышечной системы. В структуре повторно признанных инвалидами среди лиц старше 18 лет стабильно находятся болезни системы кровообращения, психические расстройства и болезни костно-мышечной системы.
Кроме того, как среди детей, так и среди взрослых в автономном округе за период с 2007 по 2009 годы отмечается рост удельного веса инвалидов по зрению в структуре заболеваний среди лиц старше 18 лет при повторном освидетельствовании (с 3,3% до 3,9%) и среди детей при первичном освидетельствовании (с 2,4 % до 4,8%).
Для решения названных проблем необходимо создать условия для увеличения охвата инвалидов различными видами реабилитационных услуг, оказываемых социальными службами, лечебно-профилактическими и оздоровительными учреждениями, расположенными как на территории автономного округа, так и за его пределами.
Одной из наиболее сложных проблем является создание безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов. В данный комплекс входят вопросы оборудования жилых помещений специальными устройствами и приспособлениями для компенсации утраченных навыков самообслуживания, проектирования объектов жилищно-гражданского и социально-бытового назначения с учётом потребностей инвалидов, транспортного обслуживания лиц с ограниченными возможностями, обеспечения техническими средствами реабилитации и ряд других вопросов. В последнее время в автономном округе больше внимания стало уделяться вопросам создания необходимой социальной инфраструктуры, вместе с тем вопросы адаптации уже построенных объектов социально-бытового назначения не достаточно решены.
По предварительным результатам исследований по вопросу адаптации объектов социальной инфраструктуры к потребностям инвалидов, проведённых в муниципальных образованиях в автономном округе только 42% объектов имеют специальные приспособления для обеспечения доступности к ним инвалидов. В связи с чем одной из приоритетных является задача создания условий для комфортной безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.
Особое внимание в автономном округе уделяется работе по социализации инвалидов. Лица с ограниченными возможностями здоровья привлекаются к активному участию в жизни общества через общественные формирования инвалидов, развитие творческого потенциала личности, а также путём вовлечения в параспартакиадное движение.
Достигнутые результаты инвалиды демонстрируют на традиционных окружных, областных и всероссийских фестивалях творчества, параспартакиадах. За период реализации действующей программы удалось увеличить на 5,2 процентного пункта удельный вес инвалидов, охваченных социокультурной реабилитацией, и на 8 процентных пунктов удельный вес инвалидов, являющихся членами общественных организаций. Учитывая значимый социально-психологический аспект данной работы как для самих инвалидов, так и для общества в целом, решение задачи оказания содействия социализации инвалидов должно продолжаться и в рамках Программы.
Анализ итогов реализации действующей программы за 2008 - 2009 годы показал, что программно-целевой метод в реализации мер по реабилитации, адаптации и интеграции инвалидов в общество эффективен.
Целевые показатели действующей программы за период с 2008 по 2009 год достигнуты:
- со 105 до 126 человек увеличено число специалистов учреждений, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам, прошедших курсы повышения квалификации;
- с 3 до 4 увеличено число конференций (семинаров), проведённых по проблемам инвалидов;
- с 3 до 10 увеличено количество инновационных технологий и методик работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, новых услуг, внедрённых в практику деятельности социальных служб автономного округа;
- с 6 до 17 увеличено число информационных материалов о мерах социальной защиты инвалидов, о реабилитационных услугах;
- с 20,7 до 27,8% увеличен удельный вес инвалидов, получивших различные виды реабилитационных услуг;
- с 20,4 до 30,3% увеличен удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях;
- с 19,6 до 28,3% увеличен удельный вес семей с детьми-инвалидами, получившими реабилитационные услуги в специализированных учреждениях;
- с 37 до 65% увеличен удельный вес учреждений социального обслуживания, получивших современное оборудование, средства малой механизации для реабилитации, адаптации инвалидов и ухода за ними;
- с 47,7 до 77,6 % увеличен удельный вес инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации;
- до 5,3% увеличен удельный вес инвалидов, получивших помощь в адаптации внутриквартирного пространства;
- приобретено 3 единицы микроавтобусов с устройствами посадки-высадки инвалидов для учреждений социального обслуживания населения и отделений социального обслуживания, созданных при управлениях социальной защиты населения;
- с 0,8 до 1,9% увеличен удельный вес инвалидов, получающих профессиональное образование;
- с 3 до 8,2% увеличен удельный вес инвалидов, охваченных социокультурной реабилитацией;
- с 7,2 до 10,8 % увеличен удельный вес инвалидов, участвующих в спортивных (оздоровительных) мероприятиях;
- с 19 до 28 % увеличен удельный вес инвалидов, являющихся членами общественных объединений инвалидов.
Накопленный опыт использования программно-целевого метода, результаты реализации ранее действовавших окружных долгосрочных целевых программ социальной поддержки инвалидов, наличие нерешённых проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в регионе подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы, направленной на реабилитацию, социальную адаптацию инвалидов, а также интеграцию их в общество.
При этом невозможность комплексного решения проблемы без использования программно-целевого метода обусловлена рядом объективных причин:
- необходимостью межведомственного подхода;
- сложностью и многообразием задач;
- необходимостью выполнения крупных по объёму и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов.
Отказ от программно-целевого метода в решении обозначенных проблем может привести к ряду негативных социальных последствий:
- увеличению степени инвалидизации населения автономного округа и, как следствие, снижению числа трудоспособного населения;
- усугублению процессов изоляции инвалидов, лишению их возможности самообслуживания, трудоустройства, доступа к информации, к объектам социальной инфраструктуры.
Отсутствие программно-целевого метода в реализации задач по улучшению качества социальных услуг, предоставляемых инвалидам, не позволит обеспечить внедрение инновационных технологий в деятельность учреждений социального обслуживания инвалидов и, как следствие, приведет к снижению эффективности реабилитационных мероприятий.