Действующий

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Безопасность жизнедеятельности населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

(раздел в ред. от 24.11.2011 N 864-П)

Проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения требуют комплексного межрегионального и межведомственного подхода к их решению. В связи с этим необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов при их решении может быть достигнут только при использовании программно-целевых методов, а повышение уровня безопасности жизнедеятельности населения может быть обеспечено путем реализации следующих основных программных направлений:

системные исследования и совершенствование нормативных правовых и организационных основ государственного управления в области повышения защищенности населения от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в условиях гражданской обороны;

постоянный контроль за источниками возникновения чрезвычайных ситуаций;

развитие материально-технической оснащенности сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров;

достаточная обеспеченность населения средствами индивидуальной защиты;

развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей и населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и пожаров в условиях гражданской обороны;

соблюдение требований пожарной безопасности в организациях и учреждениях, особенно на объектах с длительным массовым пребыванием людей (объекты образования, здравоохранения, соцобеспечения и культуры).

По-прежнему на территории автономного округа сохраняется высокий уровень природных и техногенных угроз. Это обусловлено большим количеством потенциально опасных объектов, в основном объектов добычи, переработки и транспортировки нефти и газа, большим количеством и протяженностью магистральных газопроводов, прогрессирующим износом основных производственных фондов в нефтяной и газовой промышленности, системах жизнеобеспечения населения, преобладающей деревянной застройкой населенных пунктов, экстремальными природно-климатическими условиями территории автономного округа.

Стихийным бедствиям природно-климатического характера подвержена практически вся территория автономного округа. Основными источниками стихийных бедствий на территории региона являются паводки и природные пожары.

Весенне-летний паводковый период при определенных условиях может представлять серьезную угрозу для населения и экономики автономного округа. Резкое повышение уровня воды в реках в весенне-летний период может быть источником чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера. Наиболее вероятными источниками чрезвычайных ситуаций при прохождении весеннего половодья могут быть ледовые заторы. Места их возможного возникновения определены. Подтоплению подвержены территории Надымского, Пуровского и Шурышкарского районов. В случае повышения уровня паводковых вод или образования ледовых заторов в зоне риска могут оказаться 11 населенных пунктов, 21 объект экономики, 254 жилых дома с общей численностью населения до 5 тысяч человек, линии электропередач 4,5 км.

Обширная территория автономного округа расположена в тундровой, лесотундровой и лесной зонах. Природные пожары, кроме прямого ущерба окружающей среде и лесному хозяйству, угрожают населенным пунктам. В очагах природных пожаров могут оказаться около 93 тысячи человек населения в 43 населенных пунктах автономного округа.

В настоящее время на территории автономного округа функционирует свыше 409 потенциально опасных объектов, в том числе 270 промышленных объектов, осуществляющих добычу, переработку, хранение и транспортировку нефти и нефтепродуктов. Их значительная часть входит в состав нефтегазового комплекса России. Возникновение чрезвычайных ситуаций на данных объектах помимо угрозы для населения автономного округа может повлечь за собой серьезные экономические потери для региона и страны в целом. А ситуации на таких объектах могут привести к непоправимым последствиям для экологии региона. Примером тому может служить экологическая катастрофа, случившаяся в Мексиканском заливе в апреле 2010 года.

На территории автономного округа имеется 3 геологических объекта (скважины), на которых в период освоения северных территорий геологоразведочные мероприятия проводились с использованием подземных ядерных взрывов. Около 40 промышленных предприятий в автономном округе используют в своей деятельности радиоактивные вещества. Это создает угрозу радиационной безопасности населения автономного округа и требует постоянного контроля за ситуацией.

Всего в зоне возможных чрезвычайных ситуаций, источниками которых могут быть потенциально опасные объекты, проживает 16,1 тыс. человек.

Статистика пожаров на территории автономного округа свидетельствует о том, что относительные показатели по автономному округу на 100 тысяч населения в автономном округе превышают среднероссийские показатели на 100 тысяч населения:

по количеству пожаров - на 5,4%;

по количеству травмированных людей на пожарах - в 2,1 раза;

по среднему ущербу на один пожар - на 11,6%.

За период 2005 - 2009 годов на территории автономного округа произошли:

51 чрезвычайная ситуация;

48 аварий и инцидентов на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения;

4200 техногенных и 1082 природных пожара.

В результате чрезвычайных ситуаций и происшествий, включая дорожно-транспортные происшествия и техногенные пожары, погибло 755 человек. Причиненный материальный ущерб исчисляется миллиардами рублей.

Основной причиной возникновения перечисленных проблем является то, что существующий уровень развития систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, радиационной и пожарной безопасности в автономном округе не в полной мере соответствует спектру угроз безопасности населения, существующих на территории автономного округа, а именно:

на территории автономного округа отсутствует эффективная система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, позволяющая исполнительным органам государственной власти автономного округа своевременно выявлять угрозу возможных чрезвычайных ситуаций;

обеспеченность населения средствами индивидуальной защиты не соответствует установленным нормам;

слабо развита система подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;

оснащенность противопожарной и аварийно-спасательной служб не соответствует установленным нормам;