ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2010 года N 471-П
Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Безопасность жизнедеятельности населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"
Документ с изменениями внесенными:
-постановлением Правительства автономного округа от 14.06.2011 N 392-П
-постановлением Правительства автономного округа от 24.11.2011 N 864-П
-постановлением Правительства автономного округа от 13.04.2012 N 276-П
-постановлением Правительства автономного округа от 18.10.2012 N 869-П
-постановлением Правительства автономного округа от 11.06.2013 N 440-П
-постановлением Правительства автономного округа от 26.11.2013 N 987-П
В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Ямало-Ненецкого автономного округа, организации комплексного межрегионального и межведомственного подхода к решению вопросов повышение уровня безопасности жизнедеятельности населения Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Безопасность жизнедеятельности населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы" (далее – Программа).
2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) предусмотреть в окружном бюджете средства на финансирование Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Булаева А.И.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Д.Н. Кобылкин
от 20 декабря 2010 N 471-П
Окружная долгосрочная целевая программа "Безопасность жизнедеятельности населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"
Наименование | окружная долгосрочная целевая программа "Безопасность жизнедеятельности населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы" (далее – Программа) |
Основания для разработки | федеральные законы: |
Государственный заказчик- координатор | департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа |
Государственные заказчики | департамент по труду и социальной защите населения |
Разработчик Программы | департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цели и задачи Программы | цель: |
Сроки и этапы реализации | Программа рассчитана на реализацию в 2011 - 2013 годах |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели по годам реализации Программы | - объём аварийных комплектов документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения, внесённых в страховой фонд в сравнении с запланированным количеством; |
Основные направления реализации мероприятий | Программа направлена на реализацию мероприятий по следующим направлениям: |
Объёмы финансирования | всего на реализацию Программы из окружного бюджета потребуется 1 061 511,0 тыс. рублей, из них: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (с изм. от 11.06.2013 N 440-П ) | Программа позволит достичь следующих результатов: |
(раздел в ред. от 24.11.2011 N 864-П)
Проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения требуют комплексного межрегионального и межведомственного подхода к их решению. В связи с этим необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов при их решении может быть достигнут только при использовании программно-целевых методов, а повышение уровня безопасности жизнедеятельности населения может быть обеспечено путем реализации следующих основных программных направлений:
системные исследования и совершенствование нормативных правовых и организационных основ государственного управления в области повышения защищенности населения от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в условиях гражданской обороны;
постоянный контроль за источниками возникновения чрезвычайных ситуаций;
развитие материально-технической оснащенности сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров;
достаточная обеспеченность населения средствами индивидуальной защиты;
развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей и населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и пожаров в условиях гражданской обороны;
соблюдение требований пожарной безопасности в организациях и учреждениях, особенно на объектах с длительным массовым пребыванием людей (объекты образования, здравоохранения, соцобеспечения и культуры).
По-прежнему на территории автономного округа сохраняется высокий уровень природных и техногенных угроз. Это обусловлено большим количеством потенциально опасных объектов, в основном объектов добычи, переработки и транспортировки нефти и газа, большим количеством и протяженностью магистральных газопроводов, прогрессирующим износом основных производственных фондов в нефтяной и газовой промышленности, системах жизнеобеспечения населения, преобладающей деревянной застройкой населенных пунктов, экстремальными природно-климатическими условиями территории автономного округа.
Стихийным бедствиям природно-климатического характера подвержена практически вся территория автономного округа. Основными источниками стихийных бедствий на территории региона являются паводки и природные пожары.
Весенне-летний паводковый период при определенных условиях может представлять серьезную угрозу для населения и экономики автономного округа. Резкое повышение уровня воды в реках в весенне-летний период может быть источником чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера. Наиболее вероятными источниками чрезвычайных ситуаций при прохождении весеннего половодья могут быть ледовые заторы. Места их возможного возникновения определены. Подтоплению подвержены территории Надымского, Пуровского и Шурышкарского районов. В случае повышения уровня паводковых вод или образования ледовых заторов в зоне риска могут оказаться 11 населенных пунктов, 21 объект экономики, 254 жилых дома с общей численностью населения до 5 тысяч человек, линии электропередач 4,5 км.
Обширная территория автономного округа расположена в тундровой, лесотундровой и лесной зонах. Природные пожары, кроме прямого ущерба окружающей среде и лесному хозяйству, угрожают населенным пунктам. В очагах природных пожаров могут оказаться около 93 тысячи человек населения в 43 населенных пунктах автономного округа.
В настоящее время на территории автономного округа функционирует свыше 409 потенциально опасных объектов, в том числе 270 промышленных объектов, осуществляющих добычу, переработку, хранение и транспортировку нефти и нефтепродуктов. Их значительная часть входит в состав нефтегазового комплекса России. Возникновение чрезвычайных ситуаций на данных объектах помимо угрозы для населения автономного округа может повлечь за собой серьезные экономические потери для региона и страны в целом. А ситуации на таких объектах могут привести к непоправимым последствиям для экологии региона. Примером тому может служить экологическая катастрофа, случившаяся в Мексиканском заливе в апреле 2010 года.
На территории автономного округа имеется 3 геологических объекта (скважины), на которых в период освоения северных территорий геологоразведочные мероприятия проводились с использованием подземных ядерных взрывов. Около 40 промышленных предприятий в автономном округе используют в своей деятельности радиоактивные вещества. Это создает угрозу радиационной безопасности населения автономного округа и требует постоянного контроля за ситуацией.
Всего в зоне возможных чрезвычайных ситуаций, источниками которых могут быть потенциально опасные объекты, проживает 16,1 тыс. человек.
Статистика пожаров на территории автономного округа свидетельствует о том, что относительные показатели по автономному округу на 100 тысяч населения в автономном округе превышают среднероссийские показатели на 100 тысяч населения:
по количеству пожаров - на 5,4%;
по количеству травмированных людей на пожарах - в 2,1 раза;
по среднему ущербу на один пожар - на 11,6%.
За период 2005 - 2009 годов на территории автономного округа произошли:
51 чрезвычайная ситуация;
48 аварий и инцидентов на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения;
4200 техногенных и 1082 природных пожара.
В результате чрезвычайных ситуаций и происшествий, включая дорожно-транспортные происшествия и техногенные пожары, погибло 755 человек. Причиненный материальный ущерб исчисляется миллиардами рублей.
Основной причиной возникновения перечисленных проблем является то, что существующий уровень развития систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, радиационной и пожарной безопасности в автономном округе не в полной мере соответствует спектру угроз безопасности населения, существующих на территории автономного округа, а именно:
на территории автономного округа отсутствует эффективная система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, позволяющая исполнительным органам государственной власти автономного округа своевременно выявлять угрозу возможных чрезвычайных ситуаций;
обеспеченность населения средствами индивидуальной защиты не соответствует установленным нормам;
слабо развита система подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
оснащенность противопожарной и аварийно-спасательной служб не соответствует установленным нормам;
система добровольной пожарной охраны в сельских населенных пунктах находится в стадии становления;
значительное количество объектов (учреждений) с массовым пребыванием людей эксплуатируется с нарушениями требований пожарной безопасности;
обеспеченность сельских населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения не соответствует требуемым нормам.
Все перечисленные проблемы негативно влияют на создание благоприятных условий для жизни в автономном округе, являющихся одним из приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 09 декабря 2009 года N 1990.
По итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации от 13 сентября 2006 года "О совершенствовании механизмов реализации полномочий региональными органами государственной власти" одним из приоритетных направлений определена деятельность региональных органов власти в сфере политики безопасности. При этом основной целью политики безопасности определено повышение безопасности условий жизни населения.
Кроме того, 28 сентября 2006 года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов.
Некоторыми из основных задач в данной сфере являются:
поддержание в постоянной готовности сил и средств, предназначенных для локализации (ликвидации) возможных чрезвычайных ситуаций;
создание системы обеспечения населения, проживающего вблизи от потенциально опасных объектов, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
создание и развитие на базе образовательных учреждений системы подготовки, переподготовки и аттестации персонала и сил охраны опасных объектов по вопросам защиты от угроз техногенного природного характера и террористических актов;
формирование у населения культуры безопасности жизнедеятельности, включая обучение способам защиты от последствий аварий на потенциально опасных объектах и мерам по их ликвидации.
В 2009 году Президентом Российской Федерации были даны перечни поручений. По результатам комплексной проверки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению прав и законных интересов престарелых, инвалидов и детей, проживающих в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания. Данными поручениями органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено принять исчерпывающие меры по обеспечению пожарной безопасности учреждений здравоохранения и социального обслуживания и т.д., а также провести работу по ремонту и обустройству зданий и помещений, в которых проживают дети, инвалиды и престарелые граждане.
Данные вопросы находятся на постоянном контроле прокуратуры Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, других надзорных органов.
В период 2004 - 2008 годов в автономном округе реализованы окружные целевые программы "Снижение рисков, смягчение последствий и страховая защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004 - 2008 годы" и "Борьба с пожарами в Ямало-Ненецком автономном округе на 2005 - 2007 годы".
Завершается реализация окружной целевой программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение пожарной безопасности на 2008 - 2010 годы".
В результате выполнения программных мероприятий, обеспеченных не в полной мере достаточным, но стабильным финансированием из средств окружного бюджета, получен положительный опыт обеспечения безопасности жизни населения программно-целевыми методами. Окружные целевые программы имели комплексный характер и затрагивали интересы не только органов государственной власти автономного округа, но и всех без исключения органов местного самоуправления в автономном округе. В период действия программ планомерно сокращено количество чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также количество человеческих потерь и материального ущерба, причиненного ими.
На территории автономного округа создана система реагирования на чрезвычайные ситуации, обусловленные аварийными разливами нефти и нефтепродуктов.
Возрос уровень оснащенности аварийно-спасательных формирований и подразделений пожарной охраны специальным оборудованием и техникой, что позволило на 4% в сравнении с 2004 годом повысить количество спасенных по отношению к общему количеству граждан, пострадавших в результате пожаров, чрезвычайных ситуаций и происшествий. Снизилось количество погибших граждан в чрезвычайных ситуациях и происшествиях.
Повысилась эффективность деятельности Государственной противопожарной службы на территории автономного округа. Произошло снижение числа пожаров и количества погибших людей.
Так, в результате проведения комплекса противопожарных мероприятий количество пожаров сократилось с 960 в 2001 году до 802 в 2009 году, количество погибших на пожарах людей сократилось с 64 в 2001 году до 43 в 2009 году, число уничтоженных строений в 2009 году (19) по сравнению с 2001 годом (59) сократилось в 3 раза. Такая тенденция прослеживается по большинству показателей системы пожарной охраны.
Только за 2009 год на пожарах спасено 967 человек и материальных ценностей - на сумму 857 миллионов 77 тысяч рублей.
С внедрением современных средств и методов обучения получила свое развитие система подготовки кадров, руководящего состава и населения по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций. Количество граждан, прошедших обучение в учебно-методическом центре ГО и ЧС города Ноябрьска, учебно-консультационных пунктах, а также в средних и высших учебных заведениях, возросло по сравнению с 2004 годом в 1,5 раза.