ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2010 года N 471-П

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Безопасность жизнедеятельности населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"

Документ с изменениями внесенными:

-постановлением Правительства автономного округа от 14.06.2011 N 392-П

-постановлением Правительства автономного округа от 24.11.2011 N 864-П

-постановлением Правительства автономного округа от 13.04.2012 N 276-П

-постановлением Правительства автономного округа от 18.10.2012 N 869-П

-постановлением Правительства автономного округа от 11.06.2013 N 440-П

-постановлением Правительства автономного округа от 26.11.2013 N 987-П

В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Ямало-Ненецкого автономного округа, организации комплексного межрегионального и межведомственного подхода к решению вопросов повышение уровня безопасности жизнедеятельности населения Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Безопасность жизнедеятельности населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы" (далее – Программа).

2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) предусмотреть в окружном бюджете средства на финансирование Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Булаева А.И.

     Губернатор Ямало-Ненецкого
     автономного округа Д.Н. Кобылкин
     от 20 декабря 2010 N 471-П

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 14.06.2011 N 392-П)
(с изм. от 24.11.2011 N 864-П)
(с изм. от 13.04.2012 N 276-П)
(с изм. от 18.10.2012 N 869-П)
(с изм. от 11.06.2013 N 440-П)
(с изм. от 26.11.2013 N 987-П)

Окружная долгосрочная целевая программа "Безопасность жизнедеятельности населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование
 Программы

окружная долгосрочная целевая программа "Безопасность жизнедеятельности населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы" (далее – Программа)

Основания для разработки

федеральные законы:
 от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ;

 от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ;

 от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне";

 от 09 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" ;

 от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";

 Водный кодекс Российской Федерации;

 законы Ямало-Ненецкого автономного округа:
 от 11 февраля 2004 года N 5-ЗАО "О защите населения
 и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
;

 от 21 декабря 1999 года N 56-ЗАО "О пожарной безопасности"

Государственный заказчик- координатор

департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственные заказчики

департамент по труду и социальной защите населения
 Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа;

 департамент строительства и жилищной политики
 Ямало-Ненецкого автономного округа

Разработчик Программы

департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа

Цели и задачи Программы

цель:
 обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Ямало-Ненецкого автономного округа;

 задачи:
 1) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 2) организация выполнения на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций;

 3) обеспечение пожарной безопасности

Сроки и этапы реализации

Программа рассчитана на реализацию в 2011 - 2013 годах

Важнейшие целевые индикаторы и показатели по годам реализации Программы

- объём аварийных комплектов документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения, внесённых в страховой фонд в сравнении с запланированным количеством;

 - процент обеспеченности отдельных категорий населения (неработающее население) средствами индивидуальной защиты;

 - количество обученных должностных лиц и специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в процентном соотношении от необходимого количества;

 - процент оснащённости аварийно-спасательных формирований оборудованием, техническими средствами и снаряжением в соответствии с нормами оснащённости;

 относительная величина спасённых и пострадавших за отчётный период в сравнении с аналогичным показателем за последние 5 лет;

 - количество поги бших в ЧС за отчётный период в сравнении со среднегодовым значением погибших в ЧС за последние
 5 лет;

 - количество пожаров (на 10 тысяч человек населения)
 на территориях, охраняемых противопожарной службой
 Ямало-Ненецкого автономного округа в сравнении с аналогичным общероссийским показателем;

 - объём прямого материального ущерба от пожаров
 (на 10 тысяч человек населения) в сравнении с аналогичным общероссийским показателем;

 - среднее время тушения одного пожара на территориях, охраняемых противопожарной службой Ямало-Ненецкого автономного округа, в сравнении с аналогичным общероссийским показателем

Основные направления реализации мероприятий

Программа направлена на реализацию мероприятий по следующим направлениям:
 снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

 обеспечение деятельности аварийно-спасательной службы Ямало-Ненецкого автономного округа;

 организация подготовки руководящего состава, специалистов и спасателей в области гражданской обороны способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

 организация обеспечения населения средствами индивидуальной защиты;

 снижение вероятности возникновения пожаров;

 организация тушения пожаров силами противопожарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа;

 строительство объектов противопожарной службы и аварийно-спасательных формирований

Объёмы финансирования
 (с изм. от 24.11.2011 N 864-П ) (с изм. от 13.04.2012 N 276-П ) (с изм. от 18.10.2012 N 869-П ) (с изм. от 11.06.2013 N 440-П )

всего на реализацию Программы из окружного бюджета потребуется  1 061 511,0 тыс. рублей, из них:
 в 2011 году - 317 462, 0 тыс. рублей;

 в 2012 году -  530 838,0 тыс. рублей;

 в 2013 году - 213 211,0 тыс. рублей.
 Возможно привлечение средств федерального бюджета в сумме 72 700,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (с изм. от 11.06.2013 N 440-П )

Программа позволит достичь следующих результатов:
 объём аварийных комплектов документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения, внесённых в страховой фонд, увеличится в 2,3 раза;

 уровень обеспеченности неработающего населения средствами индивидуальной защиты возрастёт с 0 до 3%;

 количество обученных должностных лиц и специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций достигнет 100% от необходимого количества;

 уровень оснащённости государственного учреждения "Управление аварийно-спасательной службы
 Ямало-Ненецкого автономного округа" возрастёт
 до 75% от нормы;

 количество спасённых в числе пострадавших в чрезвычайных ситуациях и происшествиях в сравнении с аналогичным показателем за последние 5 лет повысится на 0,21%;

 количество погибших в чрезвычайных ситуациях и происшествиях в сравнении со среднегодовым показателем за последние 5 лет сократится на 1,66%;

 сократится превышение относительных показателей (в расчёте на 10 тысяч человек населения) на территориях, охраняемых противопожарной службой Ямало-Ненецкого автономного округа в соотношении с аналогичными общероссийскими показателями для сельской местности:
 ежегодное количество техногенных пожаров -
 с 109,2 до 107,5%;

 прямой материальный ущерб от пожаров - с 200 до 185%;

 с реднее время тушения пожара - с 142,4 до 130%

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

(раздел в ред. от 24.11.2011 N 864-П)

Проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения требуют комплексного межрегионального и межведомственного подхода к их решению. В связи с этим необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов при их решении может быть достигнут только при использовании программно-целевых методов, а повышение уровня безопасности жизнедеятельности населения может быть обеспечено путем реализации следующих основных программных направлений:

системные исследования и совершенствование нормативных правовых и организационных основ государственного управления в области повышения защищенности населения от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в условиях гражданской обороны;

постоянный контроль за источниками возникновения чрезвычайных ситуаций;

развитие материально-технической оснащенности сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров;

достаточная обеспеченность населения средствами индивидуальной защиты;

развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей и населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и пожаров в условиях гражданской обороны;

соблюдение требований пожарной безопасности в организациях и учреждениях, особенно на объектах с длительным массовым пребыванием людей (объекты образования, здравоохранения, соцобеспечения и культуры).

По-прежнему на территории автономного округа сохраняется высокий уровень природных и техногенных угроз. Это обусловлено большим количеством потенциально опасных объектов, в основном объектов добычи, переработки и транспортировки нефти и газа, большим количеством и протяженностью магистральных газопроводов, прогрессирующим износом основных производственных фондов в нефтяной и газовой промышленности, системах жизнеобеспечения населения, преобладающей деревянной застройкой населенных пунктов, экстремальными природно-климатическими условиями территории автономного округа.

Стихийным бедствиям природно-климатического характера подвержена практически вся территория автономного округа. Основными источниками стихийных бедствий на территории региона являются паводки и природные пожары.

Весенне-летний паводковый период при определенных условиях может представлять серьезную угрозу для населения и экономики автономного округа. Резкое повышение уровня воды в реках в весенне-летний период может быть источником чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера. Наиболее вероятными источниками чрезвычайных ситуаций при прохождении весеннего половодья могут быть ледовые заторы. Места их возможного возникновения определены. Подтоплению подвержены территории Надымского, Пуровского и Шурышкарского районов. В случае повышения уровня паводковых вод или образования ледовых заторов в зоне риска могут оказаться 11 населенных пунктов, 21 объект экономики, 254 жилых дома с общей численностью населения до 5 тысяч человек, линии электропередач 4,5 км.

Обширная территория автономного округа расположена в тундровой, лесотундровой и лесной зонах. Природные пожары, кроме прямого ущерба окружающей среде и лесному хозяйству, угрожают населенным пунктам. В очагах природных пожаров могут оказаться около 93 тысячи человек населения в 43 населенных пунктах автономного округа.

В настоящее время на территории автономного округа функционирует свыше 409 потенциально опасных объектов, в том числе 270 промышленных объектов, осуществляющих добычу, переработку, хранение и транспортировку нефти и нефтепродуктов. Их значительная часть входит в состав нефтегазового комплекса России. Возникновение чрезвычайных ситуаций на данных объектах помимо угрозы для населения автономного округа может повлечь за собой серьезные экономические потери для региона и страны в целом. А ситуации на таких объектах могут привести к непоправимым последствиям для экологии региона. Примером тому может служить экологическая катастрофа, случившаяся в Мексиканском заливе в апреле 2010 года.

На территории автономного округа имеется 3 геологических объекта (скважины), на которых в период освоения северных территорий геологоразведочные мероприятия проводились с использованием подземных ядерных взрывов. Около 40 промышленных предприятий в автономном округе используют в своей деятельности радиоактивные вещества. Это создает угрозу радиационной безопасности населения автономного округа и требует постоянного контроля за ситуацией.

Всего в зоне возможных чрезвычайных ситуаций, источниками которых могут быть потенциально опасные объекты, проживает 16,1 тыс. человек.

Статистика пожаров на территории автономного округа свидетельствует о том, что относительные показатели по автономному округу на 100 тысяч населения в автономном округе превышают среднероссийские показатели на 100 тысяч населения:

по количеству пожаров - на 5,4%;

по количеству травмированных людей на пожарах - в 2,1 раза;

по среднему ущербу на один пожар - на 11,6%.

За период 2005 - 2009 годов на территории автономного округа произошли:

51 чрезвычайная ситуация;

48 аварий и инцидентов на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения;

4200 техногенных и 1082 природных пожара.

В результате чрезвычайных ситуаций и происшествий, включая дорожно-транспортные происшествия и техногенные пожары, погибло 755 человек. Причиненный материальный ущерб исчисляется миллиардами рублей.

Основной причиной возникновения перечисленных проблем является то, что существующий уровень развития систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, радиационной и пожарной безопасности в автономном округе не в полной мере соответствует спектру угроз безопасности населения, существующих на территории автономного округа, а именно:

на территории автономного округа отсутствует эффективная система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, позволяющая исполнительным органам государственной власти автономного округа своевременно выявлять угрозу возможных чрезвычайных ситуаций;

обеспеченность населения средствами индивидуальной защиты не соответствует установленным нормам;

слабо развита система подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;

оснащенность противопожарной и аварийно-спасательной служб не соответствует установленным нормам;

система добровольной пожарной охраны в сельских населенных пунктах находится в стадии становления;

значительное количество объектов (учреждений) с массовым пребыванием людей эксплуатируется с нарушениями требований пожарной безопасности;

обеспеченность сельских населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения не соответствует требуемым нормам.

Все перечисленные проблемы негативно влияют на создание благоприятных условий для жизни в автономном округе, являющихся одним из приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 09 декабря 2009 года N 1990.

По итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации от 13 сентября 2006 года "О совершенствовании механизмов реализации полномочий региональными органами государственной власти" одним из приоритетных направлений определена деятельность региональных органов власти в сфере политики безопасности. При этом основной целью политики безопасности определено повышение безопасности условий жизни населения.

Кроме того, 28 сентября 2006 года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов.

Некоторыми из основных задач в данной сфере являются:

поддержание в постоянной готовности сил и средств, предназначенных для локализации (ликвидации) возможных чрезвычайных ситуаций;

создание системы обеспечения населения, проживающего вблизи от потенциально опасных объектов, средствами индивидуальной и коллективной защиты;

создание и развитие на базе образовательных учреждений системы подготовки, переподготовки и аттестации персонала и сил охраны опасных объектов по вопросам защиты от угроз техногенного природного характера и террористических актов;

формирование у населения культуры безопасности жизнедеятельности, включая обучение способам защиты от последствий аварий на потенциально опасных объектах и мерам по их ликвидации.

В 2009 году Президентом Российской Федерации были даны перечни поручений. По результатам комплексной проверки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению прав и законных интересов престарелых, инвалидов и детей, проживающих в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания. Данными поручениями органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено принять исчерпывающие меры по обеспечению пожарной безопасности учреждений здравоохранения и социального обслуживания и т.д., а также провести работу по ремонту и обустройству зданий и помещений, в которых проживают дети, инвалиды и престарелые граждане.

Данные вопросы находятся на постоянном контроле прокуратуры Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, других надзорных органов.

В период 2004 - 2008 годов в автономном округе реализованы окружные целевые программы "Снижение рисков, смягчение последствий и страховая защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2004 - 2008 годы" и "Борьба с пожарами в Ямало-Ненецком автономном округе на 2005 - 2007 годы".

Завершается реализация окружной целевой программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение пожарной безопасности на 2008 - 2010 годы".

В результате выполнения программных мероприятий, обеспеченных не в полной мере достаточным, но стабильным финансированием из средств окружного бюджета, получен положительный опыт обеспечения безопасности жизни населения программно-целевыми методами. Окружные целевые программы имели комплексный характер и затрагивали интересы не только органов государственной власти автономного округа, но и всех без исключения органов местного самоуправления в автономном округе. В период действия программ планомерно сокращено количество чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также количество человеческих потерь и материального ущерба, причиненного ими.

На территории автономного округа создана система реагирования на чрезвычайные ситуации, обусловленные аварийными разливами нефти и нефтепродуктов.

Возрос уровень оснащенности аварийно-спасательных формирований и подразделений пожарной охраны специальным оборудованием и техникой, что позволило на 4% в сравнении с 2004 годом повысить количество спасенных по отношению к общему количеству граждан, пострадавших в результате пожаров, чрезвычайных ситуаций и происшествий. Снизилось количество погибших граждан в чрезвычайных ситуациях и происшествиях.

Повысилась эффективность деятельности Государственной противопожарной службы на территории автономного округа. Произошло снижение числа пожаров и количества погибших людей.

Так, в результате проведения комплекса противопожарных мероприятий количество пожаров сократилось с 960 в 2001 году до 802 в 2009 году, количество погибших на пожарах людей сократилось с 64 в 2001 году до 43 в 2009 году, число уничтоженных строений в 2009 году (19) по сравнению с 2001 годом (59) сократилось в 3 раза. Такая тенденция прослеживается по большинству показателей системы пожарной охраны.

Только за 2009 год на пожарах спасено 967 человек и материальных ценностей - на сумму 857 миллионов 77 тысяч рублей.

С внедрением современных средств и методов обучения получила свое развитие система подготовки кадров, руководящего состава и населения по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций. Количество граждан, прошедших обучение в учебно-методическом центре ГО и ЧС города Ноябрьска, учебно-консультационных пунктах, а также в средних и высших учебных заведениях, возросло по сравнению с 2004 годом в 1,5 раза.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»