4.1. Реализация Стратегии социальной интеграции инвалидов предполагается в четыре этапа:
I этап - 2011 год (организационный период);
II этап - 2012 годы (переходный период);
III этап - 2013 – 2018 годы (период активной реализации);
IV этап - 2019 – 2020 годы (аналитико-коррекционный период).
4.2. I этап реализации Стратегии социальной интеграции инвалидов начинается с проведения на территории автономного округа Года равных возможностей.
На данном этапе предполагается сконцентрировать основные усилия на выработку организационно-правовых механизмов для обеспечения социальной интеграции инвалидов, включающих в себя:
а) мониторинг федерального законодательства и законодательства автономного округа в сфере обеспечения социальных гарантий инвалидов;
б) инициирование, при необходимости, внесения изменений в федеральные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы социальной защиты инвалидов;
в) совершенствование регионального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты инвалидов;
г) корректировку окружных долгосрочных целевых программ и Адресной инвестиционной программы автономного округа с учетом положений Стратегии социальной интеграции инвалидов;
д) формирование бюджета автономного округа на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов с учетом социальных расходов на осуществление мероприятий по обеспечению полноценного доступа инвалидов к объектам и услугам социальной сферы.
4.3. Во время проведения II этапа реализации Стратегии социальной интеграции инвалидов планируется начать переход от патерналистской системы социальной защиты к системе, обеспечивающей инвалидам равный с другими гражданами доступ ко всем сферам социальной жизни, к объектам социальной инфраструктуры, услугам и информации.
Для этого на данном этапе предполагается внедрение разработанных в 2011 году региональных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы социальной защиты инвалидов, в том числе определяющих механизм взаимодействия органов и учреждений в процессе реабилитации инвалидов, устанавливающих государственные стандарты реабилитации.
4.4. III этап реализации Стратегии социальной интеграции инвалидов является основным. В течение данного этапа планируется провести полномасштабную работу по устранению барьеров и препятствий, мешающих полному и эффективному участию инвалидов в жизни социума, в частности, провести мероприятия, направленные на адаптацию объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; повышение эффективности и качества медицинского и социального обслуживания инвалидов; расширение возможностей инвалидов в реализации прав на образование, труд и проведение досуга.
4.5. IV этап направлен на анализ, обобщение и оценку реализации Стратегии социальной интеграции инвалидов. В ходе данного этапа предполагается также разработка предложений по последующему совершенствованию системы социальной интеграции инвалидов в автономном округе.
4.6. Каждый этап реализации Стратегии социальной интеграции инвалидов должен сопровождаться широким мониторингом ситуации, включающим определение численности инвалидов, возраста, степени и характера ограничения их жизнедеятельности, занятости, других показателей, характеризующих социально-экономическое положение инвалидов. В мониторинге должны принимать участие Главное бюро МСЭ, государственное учреждение -Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, учреждения здравоохранения, социальной защиты, образования, занятости населения, культуры и спорта и других сфер, задействованных в процессе реабилитации инвалидов.
4.7. Для обеспечения проведения мониторинга необходимо обеспечить заключение соглашений об информационном обмене между отраслями и ведомствами.