Недействующий

Об утверждении Стратегии социальной интеграции инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе до 2020 года

VI. Сценарии реализации Стратегии социальной интеграции инвалидов


6.1. Прогноз реализации Стратегии социальной интеграции инвалидов до 2020 года строится главным образом на прогнозе развития государственной политики в отношении инвалидов и прогнозе социально-экономического развития автономного округа. Поэтому прогноз до 2020 года выполнен с учетом трех сценариев: пессимистического, оптимистического и реалистического.

6.2. Пессимистический вариант предусматривает сохранение на существующем уровне или ухудшение показателей качества реабилитационной помощи инвалидам.

Такой сценарий может возникнуть вследствие следующих внешних негативных факторов:

- отсутствия развития федерального и регионального законодательства о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующего вопросы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов);

- сохранения федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и объемов финансирования расходов на эти мероприятия из федерального бюджета на уровне последних двух лет или их снижение;

- снижения уровня государственной поддержки инвалидов и членов их семей и усложнения порядков предоставления государственных гарантий инвалидам, снижения объема бесплатных государственных реабилитационных услуг для инвалидов;

- снижения доходной части бюджета автономного округа, что скажется на объемах финансирования мер, направленных на социальную интеграцию инвалидов.

6.3. При оптимистическом сценарии развития качественные показатели реализации Стратегии социальной интеграции инвалидов значительно улучшатся и превысят плановые показатели.

Для реализации оптимистического варианта необходимо:

а) развитие федерального и регионального законодательства о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующего вопросы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов);

б) своевременное выделение финансовых средств из федерального бюджета в объеме, необходимом для 100 % удовлетворения потребности инвалидов в реабилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации и услугах;

в) приоритетное финансирование из средств окружного бюджета мероприятий по:

- реконструкции всех объектов социальной и транспортной инфраструктуры автономного округа для обеспечения доступности инвалидов;

- строительства 2-х государственных реабилитационных центров на территории автономного округа и их филиалов в сельских территориях;

- увеличение объемов финансирования окружной долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов" в 3 раза и увеличении на 50% штатной численности специалистов социальных служб во всех муниципальных образованиях в автономном округе для реализации программ социального сопровождения инвалидов и их семей;

г) создание стимулирующих механизмов для создания работодателями рабочих мест для инвалидов.

6.4. Реалистический вариант базируется на увеличении финансирования из окружного бюджета мероприятий по социальной интеграции исходя из:

- 100% обеспечения в полном объеме заявленной потребности инвалидов в технических средствах и реабилитационных услугах, расширение их спектра;

- увеличения объемов финансирования окружной долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов" в 2 раза и увеличения на 50% штатной численности специалистов социальных служб для реализации пилотных программ социального сопровождения инвалидов и их семей в муниципальных образованиях, где проживает максимальное количество инвалидов;

- необходимости проведения мероприятий по реконструкции наиболее значимых объектов социальной и транспортной инфраструктуры для обеспечения доступности инвалидов, строительства 2-х государственных реабилитационных центров на территории автономного округа;

- создания стимулирующих механизмов для создания работодателями рабочих мест для инвалидов.

Также реализация данного варианта предусматривает развитие федерального и регионального законодательства о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующего вопросы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов).

6.5. Оценка предложенных вариантов показала следующее:

6.5.1. При пессимистическом варианте влияние указанных отрицательных внешних факторов приведет к резкому ухудшению качества жизни инвалидов из-за отсутствия возможностей компенсировать имеющиеся ограничения жизнедеятельности вследствие нарушений состояния здоровья.

Кроме того, при реализации пессимистического варианта существует риск значительного увеличения численности инвалидов во всех возрастных группах, а также рост доли лиц I и II групп инвалидности, имеющих тяжелые ограничения, а также детей-инвалидов.

6.5.2. Оптимистический вариант обеспечивает наиболее высокий уровень качества жизни инвалидов в автономном округе в планируемом периоде, но требует и максимальных затрат на реализацию.

Однако он практически не реализуем из-за влияния внешних факторов (объективных бюджетных ограничений) и внутренних факторов (объективной невозможности реализовать в полном объеме в этот период всего комплекса требуемых работ по адаптации социальной инфраструктуры автономного округа для инвалидов: организовать обследование каждого объекта сложившейся застройки городского подчинения специализированной организацией для принятия решения о возможности его переоборудования для доступа инвалидов; определить состав и объемы работ; разработать проектно-сметную документацию; провести разрешительные и согласовательные процедуры; организовать процедуры конкурсного размещения государственного заказа на соответствующие работы; организовать их осуществление).

Кроме того, при реализации данного варианта существует риск неполного освоения бюджетных средств, выделенных на адаптацию социальной инфраструктуры, связанный с длительностью организационных и технологических процессов строительства и реконструкции зданий и сооружений.