N п/п | Функциональная принадлежность объекта | Дата постройки | Процент износа (%) |
Шурышкарский район | |||
1. | Культурно-досуговое учреждение п. Горки | 1960 гг. | 100,00% |
2. | Культурно-досуговое учреждение с. Овгорт | 1970 г. | 100,00% |
3. | Культурно-досуговое учреждение с. Питляр | 1960 г. | 100,00% |
4. | Культурно-досуговое учреждение, с. Восяхово | 1968 г. | 100,00% |
5. | Сельская библиотека, филиал РЦБС N 3, с. Горки | 1968 г. | 100,00% |
6. | Сельская библиотека, филиал РЦБС N 7, с. Питляр | 1968 г. | 100,00% |
7. | Филиал районного историко-краеведческого комплекса, | 1949 г. | 100,00% |
8. | МОУ ДОД "Детская школа искусств", с. Горки | 1959 г. | 100,00% |
Красноселькупский район | |||
9. | Сельский дом культуры с. Толька | 1981 | 100,00% |
10. | Музей Районный краеведческий с. Красноселькуп | 1992 | 72,00% |
11. | Центр Досуга и народного творчества с. Красноселькуп* | ||
Надымский район | |||
12. | МУК "Детская библиотека" г. Надым | 1992 | 42,00% |
13. | МУК "Библиотека пос. Лесной" | 1985 | 80,00% |
14. | Сельский дом культуры с. Кутопьюган | 1988 | 80,00% |
15. | Сельский дом культуры с. Нори | 1976 | 100,00% |
Тазовский район | |||
16. | Сельский дом культуры с. Антипаюта | 1986 | 95,00% |
Ямальский район | |||
17. | Сельский дом культуры с. Панаевск* | ||
18. | МОУ ДОД "Ямальская детская музыкальная школа" | 1969 | 23,56% |
* Здания уничтожены вследствие пожара.
В критическом состоянии находятся объекты в сельских территориях (Красноселькупский, Надымский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский районы), где износ большинства зданий составляет 100%. Так, по причине аварийных состояний зданий, длительный период времени не оказывали услуги населению районная и детская библиотеки в с. Мужи Шурышкарского района, сельский Дом культуры в пос. Антипаюта Тазовского района (обрушение крыши в 2007 году). Ветхое состояние зданий, несоответствие санитарным нормам являются основными причинами затруднения процедуры получения лицензий для ведения образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования культуры и искусства, реальную угрозу для массового посещения культурно-досуговых учреждений представляет их неудовлетворительное противопожарное состояние.
Большинство учреждений либо закрыто органами государственного пожарного надзора, либо число предписаний растёт из года в год. Вместе с тем в небольших посёлках эти объекты - единственный очаг культуры, место проведения досуга детей, подростков, молодёжи, работающего населения, пенсионеров. В такой ситуации переоценить роль клуба или библиотеки как средства эстетического, нравственного, патриотического воспитания трудно. Ориентированная на улучшение качества жизни населения политика государства требует соответствующего качества организации досуга.
За период 2006 - 2009 годов в рамках подпрограммы "Строительство" введено в эксплуатацию 2 новых объекта: школа искусств (г. Салехард), Музей освоения Севера (г. Губкинский), проведены реконструкции Молодёжного центра "Факел" (г. Губкинский) и Дома культуры "Украина" (г. Муравленко).
Ежегодное значительное сокращение объёмов финансирования мероприятий Подпрограммы "Строительство" не позволило достичь запланированных результатов как по вводу новых объектов, так и по проведению реконструкции.
Недостаток средств в муниципальных бюджетах, приоритет другим объектам социальной инфраструктуры из года в год усугубляют проблемы функционирования учреждений культуры. Однако социальная нагрузка на них возрастает. Сегодня в круг проблем, решаемых учреждениями культуры, входит профилактика наркомании, безнадзорности и беспризорности, профилактика правонарушений среди детей и подростков. Воспитание патриотизма, привитие семейных ценностей, развитие творческих способностей - основа работы культурно-досуговых учреждений для всех возрастов населения. К таким учреждениям предъявляются особые требования: современное техническое оснащение, эстетичность интерьеров, возможность выбора услуг.
По всем объектам, включённым в подпрограмму, принимаемые самими учреждениями меры по ремонту, учитывая ограниченные финансовые возможности, не решают накопившихся проблем.
Существенным образом изменить ситуацию возможно программно-целевым методом, принятием Программы, которая будет носить комплексный характер и предусматривать строительство новых объектов культуры и реконструкцию уже существующих. Программный метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на проведение работ по конкретному объекту строительства, что обеспечит эффективность расходования средств, сокращение сроков строительства и ввода объектов в эксплуатацию.
В результате реализации мероприятий Подпрограммы будет обеспечено создание равных возможностей доступа к культурным ценностям, получение качественного дополнительного образования в сфере культуры и искусства, расширение форм организации досуга населения автономного округа.
Отказ от программно-целевого метода приведёт к усилению деградации материальной инфраструктуры сферы культуры, к росту социальной напряжённости, обусловленной сохранением неравной доступности услуг культуры для различных территорий и групп населения автономного округа.