ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2011 года N 420-П

Об утверждении целевой программы ведомства "Проведение лесоустроительных работ в лесном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"

Документ с изменениями внесенными:

-постановлением Правительства автономного округа от 18.08.2011 N 588-П

-постановлением Правительства автономного округа от 26.09.2011 N 659-П

-постановлением Правительства автономного округа от 24.12.2012 N 1114-П

В соответствии со статьёй 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьёй 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьёй 12 и пунктом 2 статьи 17 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 ноября 2010 года N 120-ЗАО "Об окружном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", в целях софинансирования полномочий в области лесных отношений Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую целевую программу ведомства "Проведение лесоустроительных работ в лесном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы" (далее – Программа).

2. Распределить бюджетные ассигнования в сумме 50 035 943 (пятьдесят миллионов тридцать пять тысяч девятьсот сорок три) рубля для финансирования Программы в 2011 году путём внесения изменений в сводную бюджетную роспись окружного бюджета на 2011 год с уменьшением бюджетных ассигнований, предусмотренных аппарату Губернатора Ямало- Ненецкого автономного округа по разделу "Национальная экономика", подразделу "Другие вопросы в области национальной экономики", и увеличением бюджетных ассигнований департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа по разделу "Национальная экономика", подразделу "Лесное хозяйство" классификации расходов бюджетов.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Владимирова В.В.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Д.Н. Кобылкин

от 20 июня 2011 г. N 420-П

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 18.08.2011 N 588-П)
(с изм. от 24.12.2012 N 1114-П)

Целевая программа ведомства "Проведение лесоустроительных работ в лесном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы"


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование субъекта бюджетного планирования

департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа

Наименование программы

целевая программа ведомства "Проведение лесоустроительных работ в лесном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 - 2013 годы" (далее – Программа)

Цели и задачи

цель Программы - обеспечение исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа достоверной информацией о лесах и лесных ресурсах, а также разработка эффективной системы мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, направленной на их рациональное и неистощительное использование.
 Основные задачи:
 - определение количественных и качественных характеристик лесных насаждений;

 - определение научно-обоснованных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;

 - создание информационной базы данных по лесам, обеспечивающей ведение государственного лесного реестра, осуществление всех видов лесного мониторинга, формирование лесных участков для передачи их в аренду;

 - выявление на местности лесных участков всех видов использования лесов, независимо от юридического оформления права пользования;

 - создание тематических лесных карт на земли лесного фонда, отражающих таксационные характеристики покрытых и не покрытых лесом земель, нелесных земель, планируемые мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;

  - создание актуальных документов лесного планирования (лесного плана Ямало-Ненецкого автономного округа и лесохозяйственных регламентов лесничеств)

Целевые индикаторы и показатели

1. Обеспеченность материалами таксации лесов.
 2. Обеспеченность картографической документацией.
 3. Обеспеченность необходимыми и экономически обоснованными мероприятиями по охране, защите и воспроизводству лесов

Характеристика программных мероприятий
 (с изм. от 24.12.2012 N 1114-П )

таксация лесов и планирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Ноябрьского, Таркосалинского, Красноселькупского и Надымского лесничеств.
 Составление таксационных описаний, ведомостей планируемых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах участковых лесничеств.
 Составление картографических материалов (лесных карт) в пределах участковых лесничеств и обзорной карты-схемы каждого лесничества.
 Создание совмещенных информационных и картографических баз данных на основе современных географических информационных систем.
 Установка в каждом участковом лесничестве автоматизированного рабочего места, предусматривающего использование современных лесных географических информационных систем. Обучение специалистов использованию современных лесных географических информационных систем.
 Внесение изменений в лесной план Ямало-Ненецкого автономного округа и в лесохозяйственные регламенты лесничеств на основе актуализированной информации о количественных и качественных характеристиках лесов и запроектированных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов

Сроки реализации

2011 - 2013 годы

Объём финансирования
 (с изм. от 24.12.2012 N 1114-П )

всего за счет средств окружного бюджета необходимо направить 524 425,900 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2011 год - текущая деятельность – 50 035,943 тыс. рублей;

   2012 год - текущая деятельность – 248 357,000  тыс. рублей;

 2013 год - текущая деятельность – 226 033,000  тыс. рублей

Перечень показателей (индикаторов), характеризующих результаты реализации Программы

- объем количественных и качественных характеристик лесных насаждений;

  - количество обосн ованных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;

  - обеспеченность информационной базой данных по лесам, обеспечивающей ведение государственного лесного реестра;

  - количество выявленных на местности лесных участков всех видов использования лесов, независимо от юридического оформления права пользования;

  - обеспеченность тематическими лесными картами на земли лесного фонда;

  - наличие актуальных документов лесного планирования (лесного плана Ямало-Ненецкого автономного округа и лесохозяйственных регламентов лесничеств)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
 (с изм. от 24.12.2012 N 1114-П )

ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
 таксационные описания всех выделов - 671,1 тыс. штук;

 формы государственного лесного реестра -
 4 комплекта;

 пояснительные записки к материалам лесоустройства - 4 штуки;

 лесной план Ямало-Ненецкого автономного округа -
 1 штука;

 лесохозяйственные регламенты лесничеств - 4 штуки;

 электронная повыдельная база данных лесного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа в разрезе лесничеств - 4 штуки;

 совмещенная таксационно-картографическая база данных в разрезе лесничеств - 4 штуки;

 планшеты лесоустроительные - 4 565 штук;

 планы лесонасаждений - 12 штук;

 карты-схемы - 4 штуки

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


1.1. Развернутая постановка проблемы, ее количественная оценка и анализ причин возникновения.

Леса обеспечивают условия жизни населения, устойчивую экологическую обстановку, а также стабильное экономическое развитие страны. Лесное законодательство Российской Федерации базируется на принципах устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах с одновременным сохранением лесами их средообразующих, воодоохранных, защитных, оздоровительных и иных полезных функций в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. Под устойчивым управлением лесами понимается целенаправленное, долговременное, экономически выгодное и социально ответственное взаимоотношение человека и лесных экосистем. Использование сырьевой и не сырьевой полезности леса не должно вести к деградации или исчезновению не только лесов, но и отдельных видов древесных и кустарниковых пород, напочвенного покрова. Основа устойчивого управления лесами - поддержание в приемлемом для лесных экосистем и посильном для общества состоянии, как биологического разнообразия, так и продуктивности лесов.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) реализация приведенных выше основных принципов регулирования лесных отношений базируется на лесном планировании посредством разработки и реализации лесного плана субъекта Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов лесничеств. Эти основополагающие документы лесного планирования основываются на материалах лесоустройства.

Необходимость проведения на землях лесного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа лесоустройства продиктована следующими первоочередными факторами.

Последнее очередное лесоустройство на землях лесного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) было проведено в 1995 – 2003 годах. Разновременность и давность проведения лесоустройства отрицательно сказывается на текущем планировании мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в соответствии с ЛК РФ. Также без актуализированной информации о лесном фонде невозможно своевременно и в полном объеме проектировать лесные участки под различные виды использования лесов, что напрямую влияет на доходность использования лесов.

По данным государственного лесного реестра площадь лесов, переданных в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, а также для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов составляет в автономном округе более 47 тыс. га. Учитывая мониторинг этих и других земель лесного фонда (мониторинг пожарной опасности в лесах, лесопатологический мониторинг, мониторинг использования земель), проводимый Федеральным агентством лесного хозяйства, эти данные являются заниженными и требуют тщательной проверки и уточнения, которые возможны только при натурном лесоустройстве с использованием материалов аэрофотосъемки и космосъемки высокого разрешения 2010 - 2011 годов.

Данные государственного лесного реестра необходимо привести в соответствие с данными земельного баланса в части лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях населенных пунктов, землях сельскохозяйственного назначения. С этой целью целесообразно проведение лесоустройства также особо охраняемых природных территорий, городских лесов и лесов на землях иных категорий.

В соответствии с федеральными законами от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и N 217-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" с 01 января 2012 года предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в аренду в составе земель лесного фонда осуществляется с проведением государственного кадастрового учета недвижимого имущества. На территории автономного округа выполнение указанных работ было начато в 2008 году, и в настоящее время на государственный кадастровый учет уже поставлено 13,3 млн. га, что составляет 42% от общей площади земель лесного фонда автономного округа. В результате выполнения указанной работы возникла необходимость приведения материалов лесоустройства в соответствие с данными государственного кадастрового учета.

По данным государственного лесного реестра, с использованием материалов последнего лесоустройства, площадь защитных лесов автономного округа составляет 13016,9 тыс. га (40%), эксплуатационных лесов - 19262,1 тыс. га (60%). Среди защитных лесов преобладают ценные леса и, главным образом, лесотундровые зоны – 11273,9 тыс. га. Суммарно на долю нерестоохранных полос и запретных полос по берегам рек приходится 1060,4 тыс. га. Следует отметить, что запретные полосы по берегам рек выделены в соответствии с постановлениями Правительства СССР 40-60-х годов прошлого века по наиболее крупным водным артериям и их притокам. Одной из основных задач лесоустройства является установление совместно с департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса автономного округа (далее – департамент) водоохранных зон вдоль всех водных объектов в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Поскольку документы лесного планирования разрабатывались на основании прежних материалов лесоустройства, требуется по окончанию комплекса лесоустроительных работ внесение изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств, а затем и в лесной план автономного округа.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон" в процессе лесоустроительных работ необходимо произвести анализ наличия зеленых и лесопарковых зон вокруг населенных пунктов, соответствия их площади и численности проживающего населения.

В результате проведения лесоустроительных работ будет возможна оценка лесных ресурсов для целей планирования и размещения предприятий для заготовки и переработки древесины.

По результатам комплекса всех лесоустроительных работ подлежат корректировке отдельные формы государственного лесного реестра как основы его дальнейшего ведения.

1.2. Оценка соответствия проблемы стратегическим целям и тактическим задачам субъекта бюджетного планирования.

В соответствии с ЛК РФ отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, согласно статье 83 ЛК РФ в регионы переданы следующие полномочия:

1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

2) предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;

3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;

4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;

6) осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 ЛК РФ, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 ЛК РФ;

7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и перечня должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах.

Таким образом, Российская Федерация, делегировав основные полномочия по управлению лесными ресурсами органам государственной власти субъектов Российской Федерации, заинтересована в экономически эффективном, социально ответственном и экологически оправданном использовании лесов. Данная стратегическая задача может быть решена только путем поэтапного освоения лесов с расстановкой приоритетных задач каждого региона в отдельности.

Указанные составляющие устойчивого управления лесами базируются на информации о лесах и лесных ресурсах - материалах лесоустройства.

Для условий автономного округа, находящегося в интенсивной зоне работы предприятий топливно-энергетического комплекса, с одной стороны, и низкой транспортной инфраструктуры и малопродуктивной древесной растительности, с другой стороны, важной задачей становится оптимизация наиболее характерных для автономный округа видов использования лесов. Прозрачность высокодоходных арендных отношений, таких, как, использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, обеспечивается, в первую очередь, посредством достоверной актуальной информации о лесах и лесных ресурсах.

Вместе с тем, нельзя отрицать и того фактора, что расчетная лесосека, как научно-обоснованная норма ежегодной рубки леса, на территории автономного округа составляет 7,8 млн. куб. м, в том числе 6,0 млн. куб. м - по хвойному хозяйству, что при росте производительных сил региона на базе нефтегазового комплекса даст возможность развивать инвестиционную деятельность и для лесозаготовительной, и деревообрабатывающей промышленности.

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что проведение лесоустройства в 2011- 2013 годах на всей территории автономного округа является одной из первоочередных тактических задач для повышения доходности региона за счет земель лесного фонда, сохранения их ресурсного потенциала и глобального экологического значения в регулировании баланса углерода.

1.3. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы

на ведомственном уровне.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2007 года N 377 "О правилах проведения лесоустройства" проектирование лесничеств и лесопарков, а также закрепление на местности местоположения их границ, проектирование эксплуатационных лесов, резервных лесов, ценных лесов, особо защитных участков лесов и закрепление на местности местоположения их границ обеспечиваются Федеральным агентством лесного хозяйства. Данная работа выполнена Рослесхозом в 2008 - 2009 годах.

Согласно этому же постановлению другие виды лесоустроительных действий (таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположение их границ) обеспечиваются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также арендаторами лесных участков.

В этой связи и с учетом аргументов предыдущих подразделов данной Программы целесообразность проведения лесоустроительных работ в автономном округе не вызывает сомнений.

1.4. Отличие предлагаемой к разработке Программы от ранее действующей аналогичной программы.

Ранее программа лесоустроительных работ в лесах автономного округа не разрабатывалась.

II. Предложения по целям и задачам Программы. Предложения по целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

2.1. Характеристика целей и задач Программы.

Цель Программы - обеспечение департамента достоверной информацией о лесах и лесных ресурсах, а также разработка эффективной системы мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, направленной на их рациональное и неистощительное использование.

Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих основных задач:

- определение количественных и качественных характеристик лесных насаждений;

- определение научно-обоснованных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;

- создание информационной базы данных по лесам, обеспечивающей ведение государственного лесного реестра, осуществление всех видов лесного мониторинга, формирование лесных участков для передачи их в аренду;

- выявление на местности лесных участков всех видов использования лесов независимо от юридического оформления права пользования; (утр. силу от 24.12.2012 N 1114-П)

- создание тематических лесных карт на земли лесного фонда, отражающих таксационные характеристики покрытых и не покрытых лесом земель, нелесных земель, планируемые мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;

- создание актуальных документов лесного планирования (лесного плана автономного округа и лесохозяйственных регламентов лесничеств).

2.2. Характеристика целевых индикаторов.

2.2.1. Обеспеченность материалами таксации лесов. Показателем индикатора является наличие актуализированных таксационных описаний во всех участковых лесничествах, лесничествах и департаменте в одном экземпляре по каждому из адресов.

2.2.2. Обеспеченность картографической документацией. Показателем индикатора является наличие планшетов на каждое участковое лесничество в участковом лесничестве и лесничестве, планов лесонасаждений на каждое участковое лесничество в участковом лесничестве, лесничестве и департаменте, тематических карт-схем на каждое лесничество в лесничестве и департаменте в одном экземпляре по каждому из адресов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»