Недействующий

Об утверждении программы реализации приоритетного национального проекта "Образование" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009 2012 годы

I. Содержание проблемы


Важным фактором модернизации российского образования стал приоритетный национальный проект "Образование", который выступил не только катализатором развития образования, но и оказал существенное влияние на становление инновационной экономики.

В системе общего образования ежегодно, начиная с 2006 года, поддерживаются школы, внедряющие инновационные образовательные программы. К 2009 году количество таких школ составило 60%. Средства государственной поддержки инновационных школ направляются на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической и учебной базы, повышение квалификации и переподготовку работников общеобразовательных учреждений.

По данным мониторинга, при поддержке школ-лидеров достигнуты следующие результаты: 56% опрошенных отметили повышение качества образования; 20% - улучшение воспитания; 17% - большее использование компьютера; 17% - введение профильного обучения; 10% - рост числа призёров на олимпиадах и улучшение здоровья учащихся. Кроме того, отмечено улучшение материальной базы школ - 87%; расширение сектора дополнительного образования - 63%; обновление организационной инфраструктуры - 57%; активизация работы с родителями - 47%. В результате реализации приоритетного национального проекта устранены замечания в уставах школ, созданы органы школьного самоуправления, оформлены лицевые счета школ, улучшилась материальная оснащённость школ.

Наибольшую общественную поддержку получили инновации школ в области информатизации и развития информационно-коммуникационных технологий, что является важным фактором становления и развития экономики знаний. В 2007 году завершено подключение всех образовательных учреждений к сети Интернет. Поэтому актуализируется задача за ближайшие два года завершить разработку периодически обновляемого пакета электронных образовательных ресурсов, охватывающего все разделы основных образовательных программ, выставить их в Интернет и предоставить возможность учителям пользоваться на своих уроках самыми современными разработками в области информационных технологий. Ресурсы сети Интернет в настоящее время широко используются учителями при подготовке к урокам и на уроках для поиска информации, погружения в языковую среду, создания мультимедийных презентаций, тестирования, подготовки к единому государственному экзамену, отработки общеучебных навыков. Наблюдается стабильное и постепенное увеличение объёма трафика, потребляемого образовательными учреждениями, уже определились наиболее востребованные образовательные сайты и порталы.

Большое значение в развитии образовательных технологий приобретает оснащение общеобразовательных учреждений современным учебным оборудованием. За два года реализации национального проекта улучшились условия обучения в школах. Организовано повышение квалификации учителей для работы с новым учебным оборудованием. В рамках реализации данного направления приоритетного национального проекта созданы условия и определены требования к комплектности и качеству оборудования, что позволит в дальнейшем в рамках данной Программы приобретать оборудование с целью обеспечения всех школ в полном объёме.

Поставка автобусов в сельские школы в рамках приоритетного национально проекта "Образование" позволила улучшить условия обучения путём ежедневного подвоза в базовые школы и сделать более доступным качественное образование.

В 2006 - 2008 годах ежегодно денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя получали более трёх тысяч учителей общеобразовательных учреждений. В рамках национального проекта это нововведение затронуло воспитание - одну из важных функций образования. Впервые в рамках национального проекта нормативно закреплён статус классного руководителя, и данный вид деятельности включён в структуру заработной платы учителя, что значительно повысило мотивацию педагогических работников к осуществлению воспитывающей деятельности. Это позитивно сказалось на повышении доступности общего образования, что проявилось в уменьшении числа второгодников в образовательных учреждениях и снижении числа детей школьного возраста, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, снизился в общем числе лиц, совершивших преступления, удельный вес несовершеннолетних.

Увеличилась степень и роль участия гражданских общественных институтов в оценке профессиональной деятельности учителей и школ, созданы органы школьного самоуправления в каждом пятом общеобразовательном учреждении.

Существенным результатом реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2006 - 2007 годах стало формирование позитивного отношения граждан к системе образования в целом, которое произошло вследствие повышения открытости системы, улучшения информированности общественности о ситуации в образовании, а также широкого привлечения общественности к обсуждению процедур и мероприятий приоритетного национально проекта "Образование" до начала их осуществления.

Система действий в области профессионального образования в рамках приоритетного национального проекта "Образование" призвана обеспечить непосредственный вклад в построение экономики, основанной на знаниях.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" ежегодно получают премии талантливые победители олимпиад и творческих конкурсов. На разных уровнях образования реализуются специальные меры их поддержки, обеспечивающие условия для непрерывного творческого роста в интересах становления экономики, основанной на знаниях. В перспективе особое внимание будет уделено взаимодействию с учреждениями высшего профессионального образования. Это предполагает обновление образовательных технологий работы с талантливой молодёжью, развитие прозрачной системы олимпиадного движения для выявления таких ребят, создание каникулярных школ и др.

Особый акцент сделан на системе начального и среднего профессионального образования. Настоящая Программа призвана способствовать механизмам, реализующим готовность работодателя участвовать в многоканальном финансировании образовательных учреждений, выступать их соучредителями, предоставлять производственную базу для организации практик для учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования. В связи с этим поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования является существенной составной частью Программы.

Развитие задела, созданного в приоритетном национальном проекте "Образование", возможно лишь в условиях кардинального обновления управленческого корпуса системы образования, наличия у работников, занимающих административные посты, современных менеджерских компетентностей. В связи с этим данная Программа предполагает обучение управленческих команд лучших образовательных учреждений современному менеджменту.

Национальный проект "Образование" заложил основы системных, последовательных и востребованных изменений в отрасли, позволил сформировать каркас современной модели ямальского образования. Вместе с тем остаётся нерешённым ряд проблем в области модернизации и повышения качества образования в условиях становления инновационной экономики, внедрения современных технологий обучения и воспитания, включая дистанционные формы, совершенствование методического сопровождения учебно-воспитательного процесса, повышения мотивации к продуктивной деятельности педагогических и руководящих работников, обучающихся образовательных учреждений различных типов и видов, улучшения здоровья обучающихся посредством организации полноценного сбалансированного школьного питания и другие.