Автономный округ относится к группе регионов с уровнем денежных доходов населения выше среднего по России, что объясняется развитием здесь высокодоходных отраслей экономики, а также более высокой, чем в среднем по России, стоимостью жизни.
В 2009 году номинальные денежные доходы населения автономного округа составили 254,4 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом увеличились на 2,4%.
Денежные доходы населения включают выплаченную заработную плату наемных работников, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и прочие выплаты в денежной форме), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.
Более высокий рост потребительских цен по сравнению с ростом денежных доходов в 2009 году обусловил снижение реальных располагаемых денежных доходов на 7,9% по сравнению с 2008 годом.
В расчете на одного жителя автономного округа среднемесячные денежные доходы составили 38 900,1 рублей (увеличение к уровню 2008 года на 2,0%).
Основным источником денежных доходов населения остается заработная плата, доля которой за 2009 год составила 70,0% в доходах населения.
За 2009 год начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника (по полному кругу организаций) увеличилась на 6,1% и составила 46 871,8 рублей, что в реальном исчислении на 4,7% ниже уровня 2008 года.
В 2009 году заработную плату выше средней по автономному округу получали работники следующих видов деятельности: "Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых" - 72 333,4 рубля, "Производство нефтепродуктов" – 74 207,8 рублей, "Производство машин и оборудования" – 53 327,7 рублей, "Производство, передача и распределение электроэнергии" – 50 081,8 рубля, "Транспортирование по трубопроводам" - 76 270,7 рубля, "Деятельность сухопутного транспорта" – 49 628,5 рублей, "Финансовая деятельность" – 63 214 рублей, "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" – 49 564 рубля, "Государственное управление" – 55 382,2 рублей. Самая низкая оплата труда наблюдается у работников рыболовства – 13 679,6 рублей, сельского хозяйства – 16 198,7 рублей.
За 2009 год среднемесячная заработная плата работников здравоохранения составила 29 731,9 рублей, образования - 26 833,2 рубля, культуры и спорта – 28 900,1 рублей, что соответствовало 63,4%, 57,2%, 61,7% от среднеокружного уровня заработной платы соответственно.
Темп прироста среднемесячной заработной платы работников организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых, в 2009 году составил 5,8%, в обрабатывающих производствах - 6,2%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 12,4%, в сельском хозяйстве, охоте – 19,6%, рыболовстве – 9,1%, связи – 5,2%, оптовой и розничной торговле – 4,5%, финансовой деятельности – 3,2%, государственном управлении – 9,4%, здравоохранении – 5,3%, образовании – 24,2%, культуре и спорте – 3,2% по сравнению с 2008 годом. В 2009 году среднемесячная заработная плата работников организаций строительства снизилась на 2,4%, транспорта – на 1,1%.
Наиболее высокие темпы роста заработной платы в 2009 году относительно 2008 года отмечаются в образовании, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, сельском хозяйстве, рыболовстве, государственном управлении.
Государственная поддержка агропромышленного комплекса автономного округа способствует развитию сельского хозяйства и, как следствие, увеличению заработной платы в этой отрасли.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников образования возросла в среднем на 24,2% в связи с переводом с 01 января 2009 года общеобразовательных учреждениях автономного округа на отраслевую систему оплаты труда; государственного управления - в связи с переходом федеральных бюджетных учреждений с 01 декабря 2008 года на новую систему оплаты труда.
При этом заработная плата работников бюджетной сферы систематически индексируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа.
Фактором, негативно влияющим на эффективность социальной политики, является наличие задолженности по выплате заработной платы. В течение 2009 года, так же, как и в предыдущие годы, в автономном округе отсутствовала задолженность по выплате заработной платы в организациях, финансируемых из окружного бюджета.
Одним из негативных проявлений влияния мирового финансового кризиса в социально-трудовой сфере автономного округа в 2009 году явилось возобновление роста задолженности по заработной плате в хозяйственных организациях, что является фактором, способствующим возникновению очагов социальной напряженности.
В связи с возобновлением в 2009 году роста задолженности по заработной плате была активизирована работа, направленная на укрепление взаимодействия в части обмена информацией и принятия необходимых мер по урегулированию нестабильной ситуации с:
- отраслевыми исполнительными органами государственной власти автономного округа;
- надзорно-контрольными органами автономного округа;
- правоохранительными органами;
- органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории автономного округа;
- сторонами социального партнёрства автономного округа всех уровней.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2009 году составила 7,9% (по России - 13,2%).
Выборочное обследование, проведенное в крупных и средних организациях в 2009 году по распределению численности работников по размерам заработной платы, показало, что низкую заработную плату (до 6,6 тыс. рублей) в автономном округе получали и оказались за чертой бедности 1,2% от общей численности работников. 70,0% имели заработную плату свыше 20,2 тыс. рублей. Оплата труда остальной группы работников (18,8%) находилась в пределах от 6,6 тыс. рублей до 20,2 тыс. рублей.
Одним из показателей уровня жизни населения является покупательная способность денежных доходов населения. Она показывает условное количество наборов прожиточного минимума, которое население могло бы приобрести на свои денежные доходы. В 2009 году покупательная способность населения (соотношение среднедушевых денежных доходов и стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг) составила 4,77 раза.
В 2009 году величина прожиточного минимума по автономному округу в среднеквартальном исчислении на душу населения составила 8 924 рубля. По сравнению со стоимостью прожиточного минимума в среднеквартальном исчислении на душу населения за 2008 год (7 642 рубля) стоимость прожиточного минимума в 2009 году выросла на 1 282 рубля (на 16,8%), за 2008 год стоимость прожиточного минимума увеличилась на 18,3%, за 2007 год - на 11,6%.
Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения за 2009 год в целом по автономному округу составила 9 329 рублей (на 67,4% выше российского), для пенсионеров - 6 692 рубля, для детей – 8 141 рубль. По сравнению с 2008 годом удорожание прожиточного минимума для трудоспособного населения составило 1 357 рублей (17,0%), для пенсионеров – 990 рублей (17,4%), для детей – 1 111 рублей (15,8%).
Структура прожиточного минимума в 2009 году сложилась следующим образом: большую часть расходов в структуре прожиточного минимума на душу населения составляют расходы на продовольственные товары - 38,2% и услуги – 37,2%. На непродовольственные товары приходится – 16,6% на обязательные платежи и сборы – 8% размера прожиточного минимума.