Недействующий

Об окружной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей"

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


На современном этапе социально-экономических преобразований положение молодежи как социально-возрастной категории является весьма уязвимым в такой жизненно важной области как жилищные условия.

Семья в общем смысле этого слова, и молодая семья в частности - это многогранный общественный институт, своего рода основная подсистема общества, выполняющая специфические функции по рождению, воспитанию и социализации новых поколений. Семья представляет собой средство и условие социально-экономического воспроизводства, фактор общественного развития в целом. Она функционирует как форма индивидуальной жизнедеятельности людей, является важнейшей составляющей социально-экономического прогресса, нравственной и политической культуры общества. Семейная жизнь вплетена во всю социальную реальность и тесно связана с процессами, происходящими в социальной психологии людей, духовной и материальной сферах.

В Российской Федерации государственное признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании грядущих поколений закреплено в Конституции РФ. В соответствии со ст.72 Конституции вопросы защиты семьи, материнства и детства относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

Принятые за последние годы нормативные правовые акты Российской Федерации и автономного округа определили предпосылки создания социально-экономической основы для осуществления государственной поддержки семьи в реформируемом обществе. Особо в этом ряду стоит одобренная в 2001 году правительственной комиссией по делам молодежи "Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации", а также Доктрина государственной молодежной политики Российской Федерации, разработанная в 2002 году рабочей группой Государственного Совета Российской Федерации.

В этих документах в числе первоочередных задач государственной молодежной политики признаны:

поддержка молодых семей в строительстве и приобретении жилья (предоставление субсидий, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, внедрение механизмов аренды государственного и муниципального жилья);

поддержка инициатив молодежных жилищных комплексов, других молодежных объединений по строительству доступного жилья для молодежи;

создание механизмов улучшения жилищных условий при рождении двух и более детей.

Многообразные и крайне острые проблемы семьи, существующие на сегодняшний день, отразились, прежде всего, на такой категории как молодые семьи. На сегодняшний день отмечаются следующие негативные тенденции и явления, касающиеся молодых семей:

увеличивается малодетность семьи;

активно растет число неполных семей;

увеличивается численность социально незащищенной, уязвимой группы детей;

снижается воспитательный потенциал семьи, большое количество детей проживает в неблагополучных семьях;

растет детская безнадзорность.

Невостребованной оказалась жизненно важная для всех уровней власти установка, в которой молодая семья как существенная составляющая часть молодежи рассматривалась бы не только в качестве одной из социально незащищенных групп населения, а и как главный социальный ресурс общественного развития - субъект воспроизводства и инновационная сила общества.

Современное обеспечение жизнедеятельности молодой семьи нуждается не просто в совершенствовании, а в создании новой концепции законодательной базы, соответствующей нынешнему состоянию общества.

Оказывая государственную поддержку молодой семье, необходимо исходить из того, что от социально-экономических и бытовых условий жизни молодой семьи, от окружающей ее среды, и в целом от образа ее жизни зависят сохранение генофонда, физическое и духовное здоровье новых поколений.

Одной из главных задач при этом должно стать создание условий для улучшения демографической ситуации, в том числе повышение рождаемости.

Тенденции демографической ситуации в автономном округе

Жилищная проблема молодых семей существенным образом влияет на демографическую ситуацию в автономном округе. Численность постоянного населения Ямало-Ненецкого автономного округа в 2001 году составила 505,4 тыс. человек, из них 122,3 тыс. человек, или 24% составляло молодое население в возрасте от 16 до 29 лет.

За период 1996-2001 гг. численность населения вышеуказанного возраста в автономном округе увеличилась на 16,8 тыс. человек, что объясняется всплеском рождаемости в 80-х годах. Значительное увеличение численности молодежи произошло в муниципальном образовании г. Салехард. Если в 1996 году доля численности молодежи в общей численности населения составляла около 25%, то в 2001 году - почти 27%, в то время как в других муниципальных образованиях данный показатель практически не менялся на протяжении последних лет. Несмотря на некоторый рост численности молодого населения, демографическую обстановку в автономном округе нельзя назвать благополучной. Начиная с 1996 г. и по 2000 г., наблюдается колебание показателя рождаемости и естественного прироста в сторону постепенного снижения.