В настоящее время дефицит обеспеченных инженерной инфраструктурой земельных участков для жилищного строительства испытывается как в городах, так и в сельских поселениях автономного округа. При этом на территории автономного округа нет возможности осуществлять комплексную застройку больших жилых массивов, что делает строительство инженерной инфраструктуры на свободных участках дорогостоящим, с крайне низкой скоростью возврата вложенных средств и, соответственно, совершенно не привлекательным, с точки зрения инвесторов.
Например, крупнейший город автономного округа Новый Уренгой на сегодняшний день имеет численность населения 118,7 тысячи человек, в 2008 году в городе введено в эксплуатацию 50,1 тыс. кв. метров жилья, в 2009 году - 41,1 тыс. кв. метров жилья, в основном на участках точечной застройки. В 2009 году начата застройка нового жилого квартала "Дружба", не обеспеченного инженерной инфраструктурой. Общая площадь жилья в данном квартале составит 45 тыс. кв. метров, стоимость строительства объектов инженерного обеспечения квартала - 520 млн. рублей. В среднем на 1 кв. метр жилья приходится 11,6 тыс. рублей стоимости инженерной инфраструктуры.
В малых городах и сельских поселениях автономного округа строительство объектов инженерной инфраструктуры является еще более затратным, что не позволяет органам местного самоуправления за счет местных бюджетов обеспечить строительство данных объектов в необходимых объемах.
При этом строительство и модернизация сетей и сооружений коммунальной и транспортной инфраструктуры является важнейшим условием развития градообразующей базы и жилищного фонда поселений. Обеспечение площадок коммунальной инфраструктурой, а также установление четких и понятных правил подключения к инженерным системам влияет как на стоимость жилья (составляя в ней от 20 до 60%), так и на темпы прироста жилищного строительства.
Для увеличения объемов жилищного строительства в рамках проектов комплексного освоения земельных участков и развития территорий в целях жилищного строительства необходимо обеспечить строительство инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Невозможность комплексного решения проблемы без использования программно-целевого метода обусловлена следующими обстоятельствами:
- сооружения инженерной инфраструктуры, включая сети тепло-, водо-, газо-, электроснабжения и водоотведения, обеспечивающие сооружения (КОСы, ВОСы, котельные, электростанции, трансформаторные подстанции), находятся в муниципальной собственности;
- пунктом 3 статьи 30.2 и подпунктом 7 пункта 3 статьи 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена передача в государственную или муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры по окончании их строительства при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства, однако порядок и условия такой передачи законодательно не закреплены, что является серьезным препятствием для вложения средств в строительство объектов коммунальной инфраструктуры потенциальными инвесторами;
- объекты инженерной инфраструктуры во многих случаях предназначены не только для обеспечения жилых объектов, но и для обеспечения объектов социальной инфраструктуры - школ, детских дошкольных учреждений, объектов здравоохранения, что не всегда позволяет отнести стоимость строящихся инженерных коммуникаций к стоимости строящихся объектов жилья;
- ограниченность бюджетов муниципальных образований не позволяет им за счет только собственных средств осуществлять строительство объектов коммунальной инфраструктуры для обеспечения земельных участков в целях жилищного строительства и строительство автодорог к новым микрорайонам массовой застройки;
- вопросы организации в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, то есть вопросы создания и содержания коммунальной инфраструктуры, а также строительство автодорог к новым районам жилой застройки, то есть дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся к вопросам местного значения, а финансовые обязательства, возникающие в связи с их решением, должны исполняться за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности возможно исключительно из местного бюджета. Возможность местного бюджета привлечь дополнительные средства из бюджета субъекта РФ на решение вопросов местного значения путем осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности ограничена получением субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации. Данные субсидии могут быть предоставлены только в рамках долгосрочных целевых программ на софинансирование аналогичных муниципальных программ.
Без применения программно-целевого метода в рамках действующего законодательства невозможно осуществлять финансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры муниципальной собственности за счет средств консолидированного бюджета автономного округа, а это значит, что в среднесрочной перспективе невозможно добиться опережающего развития инженерной инфраструктуры в целях жилищного строительства и, соответственно, существенно увеличить объем вводимого жилья.
Таким образом, единственный путь эффективного решения проблемы - это применение программно-целевого метода.
Начиная с 2007 года, в автономном округе осуществлялась реализация подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" ОЦП "Жилище" на 2006 - 2010 годы.
Общий объем финансирования мероприятий указанной подпрограммы по состоянию на 01 января 2011 года представлен в таблице 2.