Недействующий

Об утверждении окружной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 2014 годы" (утратило силу на основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.04.2014 N 245-П)

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Проблема наркомании представляет собой угрозу всем видам безопасности: политической, социальной, экономической, информационной, личной и др., а сама наркоситуация в России все в большей степени становится непосредственной причиной ухудшения уровня здоровья и генофонда, сокращения численности населения.

Ежегодно в стране от приёма наркотиков умирает только по официальным данным порядка 10 тысяч человек. По некоторым оценочным сведениям эта цифра составляет более 30 тыс. человек, в подавляющем числе случаев - молодых людей.

Высокая смертность значительной части больных наркоманией даже при их стабильном общем числе на деле означает наличие скрытого систематического притока новых больных вместо выбывающих. Как показывает практика, большинство наркозависимых лиц в течение короткого промежутка времени переходят из разряда трудоспособного населения в категорию безработных, ведущих антисоциальный, а в некоторых случаях и противоправный образ жизни. При этом государству наносится серьёзный экономический ущерб, возникающий как от производственных убытков, связанных со снижением количества трудовых ресурсов, ухудшением демографии в стране, социальных затрат на реабилитацию и лечение наркозависимых, так и от их криминальной деятельности.

В 2007 году на государственном учёте состояло более 537 тысяч человек, которые или больны наркоманией, или регулярно употребляют наркотики, и их зависимость стала болезненной. Согласно международным методикам расчёта реальное количество наркозависимых составляет примерно в 5 раз большую величину, то есть до двух с половиной миллионов человек, или почти 2% населения страны.

Наркообстановка, сложившаяся в стране, диктует необходимость выработки новых государственных подходов в определении целей и задач профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности.

В силу своего географического расположения территория автономного округа не является транзитным коридором поставок наркотиков и используется наркобизнесом в качестве рынка сбыта и получения сверхприбыли.

Численность населения автономного округа составляет более 542 тыс. человек, из которых 29 % в возрасте от 18 до 34 лет проживает в городах, которые являются центрами добычи газа и нефти, стратегически важными объектами для округа и Российской Федерации. Основной незаконный сбыт наркотических средств происходит в муниципальных образованиях: город Ноябрьск, город Новый Уренгой, город Надым и Надымский район и там, где расположены стратегические объекты нефтегазового комплекса.

Наибольшее количество лиц (79,4%), состоящих на профилактическом учёте за употребление наркотических веществ с вредными последствиями, проживает в этих же муниципальных образованиях автономного округа: в городе Ноябрьске - 380 (36,2%), в городе Новом Уренгое - 291 (27,7%.), в Надымском районе - 162 (15,4%).

В 2008 году более 80% фактов крупных изъятий наркотиков по классификации Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности приходится на данные муниципальные образования. Наметилась тенденция выявления лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, среди работников предприятий топливно-энергетического комплекса.

За период 2004 - 2008 годов в автономном округе, по данным Бюро судебно-медицинской экспертизы, зарегистрировано 152 случая летальных исходов вследствие употребления наркотических средств.

Реализация проектов освоения полуострова Ямал и "Урал промышленный - Урал Полярный" определяют перспективу расширения производственных мощностей предприятий, увеличения числа работающих за счёт привлечения рабочей силы из других регионов России и стран ближнего зарубежья, развития транспортной инфраструктуры.

По данным Управления Федеральной Миграционной службы России по автономному округу, в сравнении с 2004 годом отмечается увеличение числа лиц, поставленных на миграционный учёт, среди иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства.

Статистика информационного центра УВД по автономному округу показывает, что наметился существенный рост преступлений (более 30%), совершённых иностранными гражданами и лицами без гражданства (2008 год - 405, 2007 год - 292 преступления).

В этой связи можно констатировать, что увеличение трудовых миграционных потоков может создать определённые предпосылки к снижению уровня безопасности населения автономного округа, росту распространения наркомании.

В соответствии с планом социально-экономического развития территории автономный округ на ближайшие десятилетия останется главным газовым плацдармом России. Инвестиционные проекты и целевые программы за счёт бюджетов всех уровней обеспечили рост объёмов строительно-монтажных работ на полуострове Ямал и геологоразведки в зоне Полярного Урала. Это привело к решению стратегической задачи - созданию в автономном округе второго крупного экономического района общероссийского значения. Развитие производственного потенциала позволит сформировать принципиально новые элементы региональной экономики.

Существенной преградой на пути реализации этих перспективных планов и всего социально-экономического развития нашего региона может стать продолжающаяся наркотизация населения автономного округа.

Противодействие этой угрозе требует целостного комплекса мер государственного и общественного воздействия, чётко отлаженного механизма межведомственного взаимодействия и координации деятельности органов в сфере профилактики, в том числе первичной профилактики в подростковой и молодёжной среде, организации своевременного раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств, с целью недопущения формирования наркозависимости.

Основой всей антинаркотической политики в автономном округе должна стать комплексность и превентивность профилактики наркомании. В связи с этим, необходимо переходить от того, чтобы только выявлять и лечить, к тому, чтобы менять общество и инфраструктуры социализации молодёжи, организации труда и жизнедеятельности. Это требует изменений не только в практике наркологии, но и в переоценке системных подходов, а как результат - к выработке стойкого социального наркоиммунитета в обществе.

Эффективным механизмом решения проблемы наркотизации населения является программно-целевой метод планирования деятельности с чётким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и их согласованность с реальными возможностями окружного бюджета.

Сложившаяся на сегодняшний день наркоситуация в автономном округе обусловлена определённым количеством способствующих факторов, имеющих отношение как к медицине, социологии, педагогике, так и являющихся результатом деятельности тех или иных органов власти.

Это говорит о необходимости межведомственного подхода в решении проблемы, который обеспечит координацию и согласованность действий различных субъектов антинаркотической деятельности в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

Масштабы и отрицательный вектор развития проблемной ситуации свидетельствуют о том, что она не может быть решена в рамках текущего финансирования.

С учётом изложенного ощутимо воздействовать на складывающуюся в автономном округе ситуацию с распространением наркомании и токсикомании возможно лишь программно-целевым методом, то есть с увязкой по исполнителям, ресурсам, срокам реализации комплекса разработанных мероприятий, ориентированных на достижение поставленной цели в решении данной проблемы.

Предусмотренные Программой мероприятия решают межведомственные задачи, которые не могут быть реализованы в рамках отраслевого финансирования. Межведомственный характер решения поставленных задач достигается за счёт того, что каждое мероприятие имеет форму проекта, в реализации которого задействовано максимальное количество субъектов антинаркотической деятельности по профилактике наркомании и токсикомании.

Такие проекты имеют свою цель, задачи, методы решения, ожидаемые результаты, методику их оценки и способствуют реализации целям и задачам настоящей Программы.

Практикой доказано, что сосредоточение усилий исключительно только на одном из направлений антинаркотической деятельности не позволяет получить устойчивый положительный эффект, на который рассчитана Программа в целом. Поэтому необходима комплексная и системная реализация всех направлений, а именно первичной, вторичной и третичной профилактики в целом. И это, как показала практика, менее затратный и более эффективный подход, чем проведение отдельно взятых мероприятий обособленно по каждому из трёх определяющих направлений.

Использование программно-целевого метода в решении рассматриваемой проблемы позволяет минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей, обеспечивает их достижение в сроки, определённые в настоящей Программе.

Для решения этих задач на Ямале с 2002 года успешно реализуются антинаркотические окружные целевые программы.