Основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2004 год
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2004 год направлены на достижение целей, поставленных в бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2004 году", и являются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации неотъемлемым элементом процедуры подготовки проекта консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - бюджет автономного округа).
Определяя дальнейшие шаги по решению задач в области бюджетной и налоговой политики автономного округа на 2004 год, необходимо отметить, что основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа, за истекший период реализованы Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа в полном объеме.
В связи с принятием Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" главной задачей в области налоговой и бюджетной политики на 2004 год должна стать подготовка Ямало-Ненецкого автономного округа к новым условиям. Передача ряда расходных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области требует тщательной подготовки.
Учитывая, что проводимая в последние годы на федеральном уровне бюджетная и налоговая политика, предусматривающая снижение налогового бремени, повлечет сокращение доходной части бюджета автономного округа, необходимо активизировать работу с федеральным центром по принятию ряда правовых актов в сфере налогового законодательства, направленных на:
- обеспечение поступлений части налога на добычу полезных ископаемых по природному газу в бюджеты субъектов Российской Федерации, осуществляющих добычу природного газа;
- обеспечение поступлений акцизов на нефтепродукты в региональные бюджеты субъектов Российской Федерации, потребляющих нефтепродукты;
- формирование нормативной базы, устанавливающей вид платы за загрязнение окружающей среды;
- обеспечение закрепления полномочий по формированию доходной части бюджета субъекта Российской Федерации в условиях действия Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" за органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.
В целях стабилизации собственной доходной базы бюджета автономного округа, поддержки приоритетных отраслей хозяйственной деятельности и недопущения снижения уровня бюджетной обеспеченности в ходе продолжающейся налоговой реформы при планировании бюджета на 2004 год необходимо обеспечить:
- повышение качества бюджетного планирования на основе перспективного финансового плана, соответствующего задачам экономической политики Ямало-Ненецкого автономного округа;
- совершенствование механизма предоставления налоговых льгот;
- государственную поддержку традиционной хозяйственной деятельности и производств, имеющих приоритетное значение для жизнеобеспечения и социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа;
- отмену законодательных решений, финансовое обеспечение которых становится невозможным в рамках существующих доходных ограничений;
- оптимизацию сети бюджетных учреждений, исходя из условия выполнения ими государственных функций и задач.
Начиная с 2004 года, ежегодные бюджетные проектировки должны формироваться в увязке со среднесрочными бюджетными показателями, перспективным финансовым планом, разработанным на три предстоящих года. Переход к перспективному бюджетному планированию позволит повысить эффективность бюджетной политики, качество ежегодного финансового планирования, но главное, определить реальные возможности Ямало-Ненецкого автономного округа по осуществлению в среднесрочной перспективе основных социально-экономических задач.
По-прежнему остается актуальной проблема совершенствования системы предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям Ямало-Ненецкого автономного округа. Целью применения налоговых льгот должно стать техническое перевооружение, обновление активной части производственных фондов и другие формы развития производства. В настоящее время на федеральном уровне проводится политика по максимальному сокращению предоставляемых налоговых льгот. Необходимо проанализировать целесообразность предоставления каждой льготы в Ямало-Ненецком автономном округе и учесть эти результаты в работе по формированию окружного бюджета на 2004 год.
В сложившихся условиях увеличение доходов бюджета автономного округа должно происходить за счет мобилизации всех дополнительных источников доходов, в том числе более эффективного управления государственной собственностью, экономически обоснованной приватизации государственного имущества, расширения спектра предоставляемых бюджетными учреждениями платных услуг, увеличения налогооблагаемой базы Ямало-Ненецкого автономного округа путем привлечения инвестиций в экономику.
Необходимо совершенствовать управление государственной собственностью Ямало-Ненецкого автономного округа с целью получения максимальной отдачи от государственных унитарных предприятий и организаций, акции которых находятся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа. Результатом проведения этой работы в 2003 году стало увеличение поступлений от указанных структур.
Одним из источников пополнения доходной части консолидированного бюджета автономного округа должна стать приватизация государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа. Необходимо провести приватизацию не используемых объектов государственной и муниципальной собственности, либо объектов, имеющих низкую доходность. Продажа имущества должна не только пополнить доходы консолидированного бюджета автономного округа, но и сократить расходы на его содержание. В связи с этим следует разработать и принять эффективную программу приватизации государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа.
В 2004 году приоритетной становится задача увеличения доходной базы Ямало-Ненецкого автономного округа за счет развития несырьевого сектора промышленности, диверсификации экономики. В этих целях в 2003 году состоялся первый облигационный заем Ямало-Ненецкого автономного округа на сумму 1,8 млрд.рублей.
За последний год значительно выросли инвестиционный и кредитный рейтинги Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2002 году Ямало-Ненецкому автономному округу был присвоен кредитный рейтинг "В - (Би минус) позитивный", в 2003 году по оценкам рейтинговых агентств он повысился до "В (Би) стабильный". Ямало-Ненецкому автономному округу присвоен инвестиционный рейтинг "средний потенциал - высокий риск (2С)". Работа по сохранению и укреплению инвестиционного и кредитного рейтинга Ямало-Ненецкого автономного округа на мировом уровне будет продолжена в 2004 году.
Политика в области государственных заимствований будет и в дальнейшем базироваться на принципах экономичности и рациональности привлечения и использования заемных средств, минимизации бюджетных расходов по обслуживанию государственного долга.
Приоритетным направлением привлеченных средств станет финансирование инвестиционных проектов, позволяющих решить задачи диверсификации экономики Ямало-Ненецкого автономного округа и расширения налогооблагаемой базы.
В 2004 году первостепенное внимание будет уделяться совершенствованию межбюджетных отношений и выработке критериев эффективности бюджетных расходов.
Необходимо обеспечить более прогрессивное и справедливое распределение регулирующих налогов на уровне субъекта. С этой целью в 2004 году предполагается изменить систему передачи регулирующих доходов муниципальным образованиям.
Принципиальной особенностью бюджетной политики по расходам в 2004 году будет являться разработка и реализация её в условиях подготовки и начала осуществления реформы федеративных отношений и местного самоуправления, предусматривающей переход, начиная с 2005 финансового года, к разграничению на долгосрочной основе доходных и расходных полномочий между всеми уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Четкое разграничение расходных и доходных полномочий позволит обеспечить финансовую самостоятельность и ответственность органов местного самоуправления, повысит заинтересованность в эффективном управлении общественными финансами и дальнейшем экономическом развитии территорий.
Основной целью бюджетной политики Ямало-Ненецкого автономного округа остается повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики Ямало-Ненецкого автономного округа.