Недействующий

ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 2003 года N 366

Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2004 год

ГУБЕРНАТОРА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Документ утратил силу:

-постановлением Губернатора автономного округа от 11.10.2010 N 208-ПГ

В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе" постановляю:

1. Определить основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2004 год согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Свинцову А.П.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Ю.В.Неёлов

от 25 сентября 2003 г. N 366

Приложение
к постановлению Губернатора
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 25 сентября 2003 г. N 366

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2004 год

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2004 год направлены на достижение целей, поставленных в бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2004 году", и являются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации неотъемлемым элементом процедуры подготовки проекта консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - бюджет автономного округа).

Определяя дальнейшие шаги по решению задач в области бюджетной и налоговой политики автономного округа на 2004 год, необходимо отметить, что основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа, за истекший период реализованы Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа в полном объеме.

В связи с принятием Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" главной задачей в области налоговой и бюджетной политики на 2004 год должна стать подготовка Ямало-Ненецкого автономного округа к новым условиям. Передача ряда расходных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области требует тщательной подготовки.

Учитывая, что проводимая в последние годы на федеральном уровне бюджетная и налоговая политика, предусматривающая снижение налогового бремени, повлечет сокращение доходной части бюджета автономного округа, необходимо активизировать работу с федеральным центром по принятию ряда правовых актов в сфере налогового законодательства, направленных на:

- обеспечение поступлений части налога на добычу полезных ископаемых по природному газу в бюджеты субъектов Российской Федерации, осуществляющих добычу природного газа;

- обеспечение поступлений акцизов на нефтепродукты в региональные бюджеты субъектов Российской Федерации, потребляющих нефтепродукты;

- формирование нормативной базы, устанавливающей вид платы за загрязнение окружающей среды;

- обеспечение закрепления полномочий по формированию доходной части бюджета субъекта Российской Федерации в условиях действия Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" за органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.

В целях стабилизации собственной доходной базы бюджета автономного округа, поддержки приоритетных отраслей хозяйственной деятельности и недопущения снижения уровня бюджетной обеспеченности в ходе продолжающейся налоговой реформы при планировании бюджета на 2004 год необходимо обеспечить:

- повышение качества бюджетного планирования на основе перспективного финансового плана, соответствующего задачам экономической политики Ямало-Ненецкого автономного округа;

- совершенствование механизма предоставления налоговых льгот;

- государственную поддержку традиционной хозяйственной деятельности и производств, имеющих приоритетное значение для жизнеобеспечения и социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа;

- отмену законодательных решений, финансовое обеспечение которых становится невозможным в рамках существующих доходных ограничений;

- оптимизацию сети бюджетных учреждений, исходя из условия выполнения ими государственных функций и задач.

Начиная с 2004 года, ежегодные бюджетные проектировки должны формироваться в увязке со среднесрочными бюджетными показателями, перспективным финансовым планом, разработанным на три предстоящих года. Переход к перспективному бюджетному планированию позволит повысить эффективность бюджетной политики, качество ежегодного финансового планирования, но главное, определить реальные возможности Ямало-Ненецкого автономного округа по осуществлению в среднесрочной перспективе основных социально-экономических задач.

По-прежнему остается актуальной проблема совершенствования системы предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям Ямало-Ненецкого автономного округа. Целью применения налоговых льгот должно стать техническое перевооружение, обновление активной части производственных фондов и другие формы развития производства. В настоящее время на федеральном уровне проводится политика по максимальному сокращению предоставляемых налоговых льгот. Необходимо проанализировать целесообразность предоставления каждой льготы в Ямало-Ненецком автономном округе и учесть эти результаты в работе по формированию окружного бюджета на 2004 год.

В сложившихся условиях увеличение доходов бюджета автономного округа должно происходить за счет мобилизации всех дополнительных источников доходов, в том числе более эффективного управления государственной собственностью, экономически обоснованной приватизации государственного имущества, расширения спектра предоставляемых бюджетными учреждениями платных услуг, увеличения налогооблагаемой базы Ямало-Ненецкого автономного округа путем привлечения инвестиций в экономику.

Необходимо совершенствовать управление государственной собственностью Ямало-Ненецкого автономного округа с целью получения максимальной отдачи от государственных унитарных предприятий и организаций, акции которых находятся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа. Результатом проведения этой работы в 2003 году стало увеличение поступлений от указанных структур.

Одним из источников пополнения доходной части консолидированного бюджета автономного округа должна стать приватизация государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа. Необходимо провести приватизацию не используемых объектов государственной и муниципальной собственности, либо объектов, имеющих низкую доходность. Продажа имущества должна не только пополнить доходы консолидированного бюджета автономного округа, но и сократить расходы на его содержание. В связи с этим следует разработать и принять эффективную программу приватизации государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа.

В 2004 году приоритетной становится задача увеличения доходной базы Ямало-Ненецкого автономного округа за счет развития несырьевого сектора промышленности, диверсификации экономики. В этих целях в 2003 году состоялся первый облигационный заем Ямало-Ненецкого автономного округа на сумму 1,8 млрд.рублей.

За последний год значительно выросли инвестиционный и кредитный рейтинги Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2002 году Ямало-Ненецкому автономному округу был присвоен кредитный рейтинг "В - (Би минус) позитивный", в 2003 году по оценкам рейтинговых агентств он повысился до "В (Би) стабильный". Ямало-Ненецкому автономному округу присвоен инвестиционный рейтинг "средний потенциал - высокий риск (2С)". Работа по сохранению и укреплению инвестиционного и кредитного рейтинга Ямало-Ненецкого автономного округа на мировом уровне будет продолжена в 2004 году.

Политика в области государственных заимствований будет и в дальнейшем базироваться на принципах экономичности и рациональности привлечения и использования заемных средств, минимизации бюджетных расходов по обслуживанию государственного долга.

Приоритетным направлением привлеченных средств станет финансирование инвестиционных проектов, позволяющих решить задачи диверсификации экономики Ямало-Ненецкого автономного округа и расширения налогооблагаемой базы.

В 2004 году первостепенное внимание будет уделяться совершенствованию межбюджетных отношений и выработке критериев эффективности бюджетных расходов.

Необходимо обеспечить более прогрессивное и справедливое распределение регулирующих налогов на уровне субъекта. С этой целью в 2004 году предполагается изменить систему передачи регулирующих доходов муниципальным образованиям.

Принципиальной особенностью бюджетной политики по расходам в 2004 году будет являться разработка и реализация её в условиях подготовки и начала осуществления реформы федеративных отношений и местного самоуправления, предусматривающей переход, начиная с 2005 финансового года, к разграничению на долгосрочной основе доходных и расходных полномочий между всеми уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

Четкое разграничение расходных и доходных полномочий позволит обеспечить финансовую самостоятельность и ответственность органов местного самоуправления, повысит заинтересованность в эффективном управлении общественными финансами и дальнейшем экономическом развитии территорий.

Основной целью бюджетной политики Ямало-Ненецкого автономного округа остается повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики Ямало-Ненецкого автономного округа.

Бюджетная политика Ямало-Ненецкого автономного округа в области расходов в 2004 году будет реализовываться, исходя из объема финансовых ресурсов, определенных в рамках прогноза доходов, и должна быть направлена на государственную поддержку отраслей традиционной хозяйственной деятельности и производств, имеющих приоритетное значение для жизнеобеспечения и социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, а также финансирование социальной сферы. Структура расходов претерпит некоторые изменения, в то же время будет сохранена социальная направленность бюджета автономного округа.

Сокращение доходной базы бюджета автономного округа, вызванное изменением федерального законодательства, не должно в 2004 году уменьшить расходную часть консолидированного бюджета в приоритетных отраслях, таких как образование, здравоохранение, социальная защита населения, а также молодежная политика, физическая культура и спорт. В то же время особое внимание в 2004 году необходимо уделить сокращению объемов незавершенного строительства и обеспечению ввода в эксплуатацию объектов с высокой степенью готовности.

С целью расширения сферы образовательных услуг необходимо увеличение на базе учреждений образования дополнительных платных услуг, создание условий для привлечения внебюджетных средств, включая средства населения, инвесторов и спонсоров. Вместе с тем, в рамках реформирования системы образования необходимо обеспечить бесплатное полное среднее образование в пределах государственного образовательного стандарта, а также повысить качество образовательных услуг.

Учитывая положительные результаты по применению возвратных образовательных субсидий для получения высшего профессионального образования, Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа продолжит работу в данном направлении.

Необходимо определить здоровье человека как материальную ценность, а саму медицину - ресурсосберегающей производительной силой. Это одна из главных отраслей социальной сферы, где грамотное финансирование организационных, технологических мер, а также развитие платных медицинских услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения независимо от форм собственности, может обеспечить максимальную экономию средств.

Необходимо реформирование системы социальных льгот, приведение бюджетных расходов в соответствие с реальными возможностями бюджета.

В настоящее время каждый шестой житель Ямала получает тот или иной вид социального пособия, компенсации или другой выплаты. Необходимо упорядочить категории лиц, получающих поддержку за счет бюджетных средств. Более целесообразно направлять средства на создание условий, максимально позволяющих гражданам самим обеспечить достойный уровень и качество жизни, одновременно совершенствовать систему социального обслуживания престарелых граждан, малообеспеченных семей, одиноких матерей и детей.

Основными целями бюджетной политики в области осуществления всех видов властных полномочий будет являться эффективное расходование бюджетных средств на основе увязки объемов ассигнований с объемом и составом исполняемых функций.

Необходимо более четко определить критерии включения мероприятий и проектов в целевые региональные программы, чтобы программы были не продолжением смет по текущему содержанию бюджетных учреждений, а служили составными элементами долгосрочных планов стратегического развития региона.

Политика в области расходов предусматривает также целый ряд других направлений, связанных с повышением эффективности бюджетных расходов, ориентацию бюджетных расходов на достижение значимых социально-экономических результатов, повышение качества оказываемых бюджетных услуг.

В 2004 году продолжится работа по внедрению учета бюджетных обязательств с целью предотвращения образования несанкционированной кредиторской задолженности и обеспечения целевого использования бюджетных средств, особое внимание будет уделяться совершенствованию процесса прохождения платежей и контроля за осуществлением расходов бюджетополучателями.

В целях оптимизации вертикальных полномочий главных распорядителей, распорядителей и получателей средств окружного бюджета, необходимо уточнение ведомственной структуры участников бюджетного процесса.

Одним из главных направлений совершенствования бюджетного процесса и оптимизации бюджетных расходов в области строительства и дорожного хозяйства должно стать обязательное использование механизма конкурсного размещения заказчиками договоров генерального подряда на строительство объектов за счет бюджетных средств.

Нельзя допускать включение в Адресную инвестиционную программу на 2004 год объектов, не обеспеченных полным комплектом проектно-сметной документации, достоверность которой подтверждена заключением государственной вневедомственной экспертизы.

В 2004 году будет продолжено государственное субсидирование деятельности предприятий традиционных отраслей - сельского хозяйства и рыболовства. При этом система субсидирования в области оленеводства должна быть ориентирована на сохранение и поддержание на оптимальном уровне основного поголовья оленей, а также на стимулирование рационального использования пастбищ. Процедура и принципы субсидирования рыбной отрасли должны стать в 2004 году более прозрачными и централизованными, в основу построения схемы субсидирования необходимо поставить план-заказ, исполняемый специализированным государственным предприятием, которое будет координировать деятельность всех рыбодобывающих хозяйств.

При реализации мероприятий по техническому перевооружению сельскохозяйственных и рыбодобывающих производств следует учитывать их реальную потребность в обновлении и расширении объектов основных средств предприятий государственной и муниципальной форм собственности.

Будет продолжено финансирование бюджетных расходов по восстановлению факторий, обеспечению представителей коренных малочисленных народов Севера предметами первой необходимости, а также других расходов, направленных на сохранение традиционного уклада жизни.

В 2004 году продолжится реформирование жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, направленное на улучшение качества услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление. Дальнейшее развитие получит система субсидирования населения, что позволит смягчить для населения процесс перехода на полную оплату коммунальных услуг.

Кроме того, в 2004 году большое внимание должно быть уделено еще одной важной составляющей жилищно-коммунальной реформы - энергосбережению, в первую очередь это касается организаций бюджетной сферы в части более рационального и экономного использования энергоресурсов.

Будет продолжено субсидирование организаций воздушного и речного транспорта, осуществляющих в пределах Ямало-Ненецкого автономного округа пассажирские перевозки, что позволит сохранить их доступность для населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

В рамках повышения эффективности распределения финансовых средств, в 2004 году предоставление финансовой помощи бюджетам муниципальных образования Ямало-Ненецкого автономного округа будет осуществляться посредством бюджетных фондов, таких как фонд финансовой поддержки муниципальных образований, фонд развития муниципальных образования, компенсационный фонд.

Решение поставленных задач даст новый импульс к развитию Ямало-Ненецкого автономного округа в предстоящем и последующие годы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»