Одной из существенных проблем социального характера в современном обществе выступает увеличение числа детей, оставшихся по тем или иным причинам без попечения родителей. По разным подсчётам свыше 70% детей, оставшихся без попечения родителей, стали таковыми при живых родителях. Кризис семьи часто ставит ребёнка в экстремальное, часто угрожающее его жизни положение.
Российское законодательство устанавливает обязанность родителей воспитывать и заботиться о своих детях. За неисполнение или недостаточное исполнение своих обязанностей предусмотрена ответственность родителей или лиц, их заменяющих. Следует отметить, что федеральная нормативная правовая база не содержит чёткого определения понятия "неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию". Это приводит к тому, что к ответственности родители привлекаются, как правило, когда положение семьи становится критическим либо дети совершают противоправные действия. Наиболее частой мерой решения проблем семьи стало лишение родителей родительских прав и передача детей в интернатные учреждения.
Однако, как свидетельствуют научные исследования, именно семья выступает наиболее оптимальным социальным институтом для гармоничного развития личности ребёнка, его социализации, подготовки к семейной жизни. Задача государства - обеспечить ребёнку право жить в семье. Следует учесть и то, что у детей, живущих в специализированных учреждениях, формируются принципиально иные, отличные от детей, живущих в семьях, механизмы, особенно в эмоциональной сфере, при помощи которых им приходится приспосабливаться к условиям жизни. Значительная часть детей хочет вернуться в семью, так как никакое, даже самое образцовое специализированное учреждение, не даст ребёнку главного - тепла семейного очага, общения с близкими людьми.
Это определяет необходимость развития профилактического блока услуг, смещение акцента в работе социальных учреждений в сторону развития механизмов профилактики социального сиротства, позволяющих прервать воспроизведение круга социального сиротства и сократить число семей, которые в него вовлекаются.
Выявлять и развивать внутренний ресурс семьи - основная задача специалистов, оказывающих поддержку неблагополучной семье. Организация интенсивной коррекционной работы не только с ребёнком, но с семьёй в целом, улучшение детско-родительских отношений позволяют создать условия для сохранения целостности семьи.
В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) ведётся планомерная работа, направленная на снижение числа социальных сирот, семей, находящихся в социально опасном положении, и семей группы риска.
С целью изучения положения семей в автономном округе проведены научно-исследовательские работы, такие как "Изучение проблемы разводов: на примере населения города Надыма" (2005 год), "Проблема насилия в семье" (2006 год), "Образ отцовства в представлениях жителей Ямало-Ненецкого автономного округа" (2007 год), "Проблемы супружеских и детско-родительских отношений в семьях Ямало-Ненецкого автономного округа" (2007 год), результаты которых легли в основу построения проекта программы "Дорога домой". Результаты исследований, проведённые на территории автономного округа, позволили получить достоверные данные о состоянии социального самочувствия семей и степени удовлетворённости внутрисемейными отношениями.
Анализ положения семей в автономном округе свидетельствует о постепенном снижении количества семей, находящихся в социально опасном положении. Так, за период с 2006 года численность семей, состоящих на учёте в органах социальной защиты населения муниципальных образований в автономном округе как неблагополучных, сократилась на 11,5%.
В целях расширения семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, проводится работа по созданию и финансированию семейно-воспитательных групп на базе специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Повысились показатели семейного жизнеустройства несовершеннолетних, временно проживающих в стационарных отделениях учреждений социального обслуживания семей и детей: увеличилось количество детей, переданных под опеку и усыновление. Если на 1 января 2006 года под опекой находилось 62,5% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то на 1 января 2009 год - 71%.
Количество приёмных семей за 2008 год увеличилось на 28 %, при этом количество воспитывающихся в них детей увеличилось на 24 %.
Отмечается рост численности детей, воспитанников социозащитных учреждений, возвращённых после прохождения реабилитации в родные семьи. Если в 2006 году возвращены в родные семьи 79% от общего числа прошедших реабилитацию, то в 2007 году показатель составил 86%.
Отмечается тенденция к сокращению общей численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, за период с 2006 года на 12%.
Тем не менее проблема социального сиротства, построения работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и семьями группы риска сохраняет свою актуальность.
Если в 2006 году в отношении 255 детей родители лишены родительских прав, в 146 случаях оба или единственный родитель, то в 2008 году в отношении 299 детей родители лишены родительских прав, а в 174 случаях оба или единственный родитель. При этом ограничение в родительских правах как мера, дающая шанс на восстановление семьи, при общей положительной динамике, используется значительно реже: в 2006 году - 37 случаев, в 2007 - 55 случаев, в 2008 году - 62 случая.
В настоящее время 3,2% детей от общей численности детского населения автономного округа находятся в социально опасном положении. При этом только 63% детей, нуждающихся в социальной реабилитации, получают необходимую помощь.
Возникла насущная потребность в модернизации системы работы с семьёй в целом, смещении акцента в работе с коррекционного направления в сторону профилактического, расширении спектра превентивных мер. И автономный округ имеет необходимый для этого потенциал.
Организация работы по решению существующей проблемы ведётся в нескольких направлениях:
Непосредственная социально-педагогическая работа с членами семьи, детьми, родителями, семейным окружением:
экстренное реагирование в случае возникновения критической ситуации, требующей немедленного вмешательства специалистов по работе с семьёй (деятельность "мобильных бригад");
организация работы со всеми членами семьи предполагает осуществление параллельной профилактической работы с детьми, родителями, семейным окружением. При реализации Программы учитывается тот факт, что для реального выхода семьи из социально опасного положения необходимо учитывать выбор подхода к оказанию помощи: наиболее оптимальным является повышение активности самих членов семьи, их желание, стремление изменить ситуацию к лучшему, повышение мотивации на выход из социально опасного положения.
Развитие "Школ опекунов", позволяющих оказать необходимую психолого-педагогическую, юридическую помощь тем, кто уже взял ребёнка на воспитание в семью, либо потенциальным кандидатам.
Развитие различных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.
Формирование информационного поля, ориентированного на благополучную, социально стабильную семью, способствующего формированию основ здорового образа жизни.
Многие дети из дисфункциональных семей лишены условий для организационного содержательного досуга. Они не имеют возможности посещать спортивные, оздоровительные, культурно-массовые учреждения. Поэтому мероприятиям по организации досуга детей из семей, находящихся в социально опасном положении, отведено немаловажное место в реализации Программы.