Недействующий

Об утверждении Схемы территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа

Функциональное зонирование


Предложения по функциональному зонированию территории автономного округа базируются на анализе существующего положения современного хозяйственного использования, наличии природно-ресурсного потенциала и имеющихся территориально-отраслевых прогнозов. Приоритеты развития той или иной функции рассмотрены с учётом системы ограничений по использованию территории (приложения N N 5,16 к настоящей Схеме).

Выделяются три основных типа функциональных зон:

1. Интенсивного хозяйственного и градостроительного освоения, с максимально допустимым искусственным преобразованием окружающей природной среды.

2. Экстенсивного хозяйственного и градостроительного освоения с относительно значительным преобразованием окружающей природной среды.

3. Ограниченного хозяйственного освоения с максимально сохраняемой природной средой.

Первая зона имеет линейно-узловой характер и занимает незначительную часть территории, подразделяется на подзоны активной и преимущественной урбанизации.

Подзону активной урбанизации составляют группы городских поселений (узлы) или отдельные населённые пункты (Салехард - Лабытнанги - Харп, Надым - Пангоды, Новый Уренгой - Тарко-Сале - Ноябрьск - Муравленко - Губкинский). В перспективе эти узлы получат развитие за счёт усиления их инфраструктурной составляющей.

Вдоль инженерных и транспортных коммуникаций организуются подзоны преимущественной урбанизации с наиболее развитой меридиональной коммуникационной осью Новый Уренгой - Ноябрьск с выходом на территорию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В перспективе зоны интенсивного хозяйственного и градостроительного освоения получат дальнейшее развитие. Направление Лабытнанги - Надым - Новый Уренгой - Красноселькуп с выходом в Красноярский край станет в перспективе основной урбанизированной зоной не только регионального, но и федерального значения, а также будут развиваться выходы на северные территории полуострова Ямал и полуострова Гыдан, а также вдоль Уральского хребта на западе автономного округа.

Вторая зона включает подзоны, связанные с эксплуатацией природных ресурсов автономного округа площадного характера - добыча полезных ископаемых, сельским хозяйством (преимущественно оленеводство), лесным хозяйством.

Подзона нефтегазодобычи. В настоящее время интенсивная нефтегазодобыча ведётся в пределах Пуровского, правобережной части Надымского, южной части Тазовского, на отдельных участках Красноселькупского районов. Около 20% территории автономного округа (в соответствии с выданными лицензиями на недропользование и геологоразведку) используется нефтегазодобывающими предприятиями.

Около 70% разведанных запасов углеводородного сырья составляют крупные газовые и газоконденсатные месторождения, расположенные в северных районах автономного округа. В соответствии с программой развития минерально-сырьёвой базы автономного округа можно выделить 3 крупные зоны нефтегазодобычи: Ямальская, Уренгойская, Юго-Восточная.

Освоение новых месторождений, развитие газодобычи и в значительной степени нефтедобычи в перспективе будет происходить за счёт освоения полуострова Ямал, шельфа Баренцева моря и районов Обской и Тазовской губ. Общая площадь перспективных в отношении нефтегазоносности земель на суше Ямала составит около 111,0 тыс. км2. Основу для развития добычи газа и конденсата в Ямальской газонефтеносной области составляют уникальные по запасам Бованенковская и Тамбейская группы месторождений, а для добычи нефти - Новопортовское и Ростовцевское.

К территориям, наиболее благоприятным для нефтегазодобычи, в пределах Надым-Пур-Тазовского междуречья относятся Ноябрьская, Сугмутско-Меретояхинская, Восточно-Уренгойская, Тазовско-Ярояхинская, Нерутинская, Адерпаютинская, Большехетская приоритетные нефтегазопоисковые зоны, имеющие развитую инфраструктуру и характеризующиеся огромным нереализованным нефтегазовым потенциалом.

Развитие нефтедобычи возможно на базе Тарасовского, Находкинского, Песцового, Русского, Ямсовейского месторождений.

Подзона горнодобывающей промышленности. Развитие горнорудной промышленности в автономном округе осуществляется в рамках реализации проекта "Урал промышленный - Урал Полярный". На перспективу рассматривается формирование единого Харпского горнопромышленного района, в рамках которого будут действовать ряд горно-обогатительных предприятий.

На юго-западе Шурышкарского района, в верховьях р. Сыня, на границе с Ханты-мансийским автономным округом - Югра, возможно формирование второго рудно-экономического района на базе открытых месторождений и проявлений хромитов, свинца, золота и другого остродефицитного сырья.

Разработка месторождений общераспространённых полезных ископаемых носит в основном точечный характер, преимущественно будет осуществляться в зонах урбанизации и активизации хозяйственной деятельности.

Подзону лесного хозяйства составляют леса Государственного лесного фонда. В зависимости от целевого назначения лесов (защитные, эксплуатационные, резервные) устанавливается порядок ведения лесного хозяйства в них, использования лесного фонда, а также порядок изъятия участков лесного фонда.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.

В зависимости от перспектив освоения выделяют эксплуатационные и резервные леса. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам.

Ресурсы лесов используются ещё недостаточно. В плане лесозаготовок продуктивны лишь ландшафты северной тайги в южной части автономного округа и леса в поймах крупных рек. Поэтому лесозаготовки в автономном округе как отрасль промышленности практически отсутствуют. Лес используется населением и отдельными предприятиями для собственных нужд. Ведомственные лесозаготовки распространены в южной части Пуровского и Красноселькупского районов.

Главное значение лесов автономного округа - это важные ландшафтно-стабилизирующие функции: климатоулучшающие, почвозащитные и водоохранные. Промышленная эксплуатация их нецелесообразна ввиду слабого и медленного возобновления.

Главной целью лесного хозяйства в перспективе будет являться сохранение и воспроизводство лесов как важнейшего природоформирующего компонента окружающей среды на основе рационального и неистощительного природопользования. Для достижения этих целей необходимо сохранять экологический и умножать ресурсный потенциал лесов путём современного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного мира.

Подзоны сельского хозяйства.

Сельское хозяйство в автономном округе имеет ярко выраженную территориальную специализацию, которая достаточно устойчива, так как обусловлена особенностями агроклиматических условий и факторами, ограничивающими развитие сельскохозяйственной деятельности (суровые природно-климатические условия, малые площади сельскохозяйственных угодий, затопляемость и заболачиваемость угодий, наличие оленьих пастбищ, другие виды хозяйственной деятельности). В соответствии с этим на территории автономного округа выделяются три подзоны преимущественно сельскохозяйственной специализации:

- тяготеющая к массивам сельскохозяйственных угодий, занимающих всего 0,1% от всех земель сельскохозяйственного назначения и приуроченных к надпойменным и пойменным террасам основных рек региона - Оби, Таза, Пура, Надыма и др.;

- преимущественно сельскохозяйственной специализации, с ареалами пригородного хозяйства, образовавшиеся на территориях крупных городов автономного округа или в их пригородных зонах (в районах городов: Новый Уренгой, Салехард, Ноябрьск, с. Красноселькуп);