Недействующий

Об утверждении Схемы территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа

Перспективы и основные направления комплексного развития Стратегические направления хозяйственного развития территории


Администрация автономного округа, базируясь на прогнозе основных макроэкономических показателей развития региональной экономики, определяет следующие направления комплексного развития автономного округа:

- устойчивое развитие нефтегазового комплекса;

-повышение уровня энергетической безопасности региона на основе развития электроэнергетики;

- развитие транспортной инфраструктуры;

- диверсификация промышленности;

- охрана окружающей среды;

- повышение качества жизни населения;

- сохранение и возрождение самобытности, свободного развития коренных малочисленных народов Севера.

Возможность динамичного развития нефтегазового комплекса автономного округа предопределёна уникальной ресурсной базой углеводородов. Потенциал запасов и ресурсов природного газа, а также нефти и конденсата на территории автономного округа фактически неиссякаем на долгосрочную перспективу.

На данный момент территория автономного округа не имеет альтернатив в России по масштабам добычи газа. Поэтому независимо от освоения новых нефтегазоносных провинций, автономный округ на перспективу останется главным гарантом развития газодобывающей промышленности России.

К рассматриваемому периоду произойдут изменения в структуре добычи газа. Более трети производства природного газа в автономном округе будет осуществляться за счёт новых проектов: месторождений углеводородов полуострова Ямал, Обской и Тазовской губ, Южно-Русского месторождения, а также ачимовских отложений Уренгойского месторождения.

Значительная часть добычи газа в автономном округе к 2020 году по-прежнему будет локализована в трёх административных районах - Пуровском, Надымском и Тазовском. Доля Ямальского административного района в производстве газа автономного округа после 2011 года будет постепенно увеличиваться, достигнув более 20% к 2020 году.

При расширении добычи газа в автономном округе ресурсный потенциал не будет исчерпан, т.к. по состоянию на 1 января 2021 г. будут не введены в разработку только на полуострове Ямал и приямальском шельфе месторождения с доказанными запасами (АВС1) в объёме 5 триллионов кубических метров, а предварительно оцененные запасы (С2) составят 3,6 триллиона кубических метров.

Автономный округ на долгосрочную перспективу также сохранит за собой статус относительно крупного производителя нефти в стране.

Распределение нефтедобывающих мощностей компаний по эксплуатационным объектам показывает, что к 2020 году основная часть нефти будет добываться из недр Пуровского административного района.

Современное состояние электроэнергетики автономного округа характеризуется наличием централизованного и децентрализованного секторов электроснабжения. Два района автономного округа - Надымский и Пуровский, в которых сконцентрирована основная электрическая нагрузка (около 90%), обеспечиваются электроэнергией от электростанций Среднего Приобья по высоковольтным линиям напряжением 500 - 220 кВ протяжённостью 500 - 600 километров. Остальные пять административных районов, включая города Салехард и Лабытнанги, по-прежнему находятся в секторе децентрализованного электроснабжения.

Вышеперечисленные факторы - значительная протяжённость линий электропередачи, использование маломощных автономных источников электроснабжения не гарантируют энергетическую безопасность автономного округа, объективно сдерживая развитие хозяйственного комплекса и населённых пунктов. В связи с этим приобретает особую актуальность разработка Стратегии развития энергетических мощностей на территории автономного округа.

Новые энергетические предприятия, закольцованные в единую энергетическую систему, должны и могут обеспечить потребности автономного округа на долгосрочную перспективу освоения Ямала, разработку рудных месторождений Приполярного Урала, повысить надежность и качество электроснабжения потребителей территории.

В автономном округе к 2020 году фактическое превышение генерирующих мощностей будет выше потребления электроэнергии. Это будет реально только при выполнении всех инвестиционных программ по строительству электростанций.

Кроме этого, Генеральной схемой размещения новых объектов энергетики к 2020 году предусматривается строительство в Красноярском крае Эвенкийской ГЭС, мощностью до 12000 МВт. Этой же схемой предусмотрено строительство двух линий электропередачи ВЛ-500 кВ в район ПС Тарасовская и Тарко-Сале. По каждой из этих линий можно будет передавать до 2500 МВт электроэнергии. Его реализация кардинальным образом изменит структуру энергетики автономного округа, превратив его в энергоизбыточный регион.

Геоэкономическое положение автономного округа на стыке хозяйственных интересов и формирующихся крупных потоков товаров и сырья требует мощного развития в автономном округе технически передовой транспортной инфраструктуры.

Здесь проложены транзитные трубопроводы нефти и газа большого диаметра в направлении Западная Сибирь - Урал - Центр - Европа.

Можно уверенно прогнозировать развитие меридионального транзита в направлении Западная Сибирь - юг - юго-запад, который проходит с севера (Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ -Югра) через Свердловскую железную дорогу, Южный Урал, Поволжье в Центральный регион на юг России и в Европу.

В этой диагонали большую роль играет ввод в эксплуатацию и усиление по Тюменскому и Сургутскому отделениям Свердловской железной дороги линий Войновка - Тобольск - Сургут - Коротчаево, новых линий Коротчаево - Надым -Салехард и Коротчаево - Игарка.

В перспективе с развитием сети на Север от Полуночного к Полярному Уралу и полуострову Ямал можно ожидать и ускорения развития меридионального потока север - юг.

Основными задачами развития транспортного комплекса автономного округа являются:

- формирование единого транспортного пространства на территории автономного округа как элемента единого транспортного пространства на территории России, способствующего развитию национального рынка;

- обеспечение необходимого уровня мобильности населения и транспортной доступности регионов и населённых пунктов для всех категорий граждан;