Недействующий

Об утверждении Схемы территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа

Планируемое изменение границ муниципальных образований


Изменение границ муниципальных образований в перспективе зависит от действия многих факторов и условий, часть из которых трудно прогнозировать, в частности:

- изменение финансовых условий их деятельности;

- освоение жителями новых, дополнительных территорий общего пользования или, наоборот, их утрата.

В рамках Схемы территориального планирования автономного округа возможно предположить лишь самые общие тенденции и наиболее вероятные изменения муниципального деления применительно к различным типологическим ситуациям в перспективе в соответствии с требованиями законов о муниципальном устройстве (приложение N 2 к настоящей Схеме).

В составе Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, даются предложения по изменению границ муниципальных образований. Вместе с тем, при разработке Схем территориального планирования муниципальных районов также требуется обоснование планируемого изменения границ поселений (Градостроительный кодекс Российской Федерации пункт 4.1 статьи 19). Учитывая, что масштаб картосхем в составе Схемы территориального планирования автономного округа не позволяет детально обосновать предложения по изменению границ поселений, представляется целесообразным дать более конкретные предложения по таким изменениям в составе Схем территориального планирования муниципальных районов.

Правовой основой изменения границ муниципальных образований являются статьи 12 и 13 Закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми инициатива по изменению границ может идти как непосредственно от населения, так и от органов государственного и муниципального управления. Статья 12 регламентирует изменение границ муниципального образования, а статья 13 - преобразование муниципального образования, т.е. их объединение, разделение, изменение статуса, что по существу приводит к изменению границ муниципального устройства.

Основанием для изменения границ и преобразования муниципальных образований является несоответствие критериям, в соответствии с которыми они образуются (статья 10 "Территория муниципального образования" и статья 11 "Границы муниципального образования" указанного Закона). В соответствии с этими критериями основаниями изменения муниципального устройства в данном случае являются:

- изменение статуса населённого пункта (перевод сельского в городской населенный пункт). Тогда поселение становится городским. Однако, если в составе городского поселения уже есть городской населённый пункт, в этом случае требуется его разделение на два городских поселения;

- объединение двух городских округов Салехард и Лабытнанги в единый городской округ. Это связано с уже сложившимися тесными производственными, социальными и трудовыми связями этих городов, которые укрепятся после строительства моста через р. Обь. В этом случае, в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территория г. Лабытнанги должна быть включена в границы территории г. Салехард.

В последние годы уменьшилось количество городских и сельских поселений за счёт административных преобразований. Так, перестали существовать как самостоятельные населённые пункты посёлки городского типа Коротчаево, Лимбяяха, Старый Надым, крупный посёлок Вынгапуровский. Эти населённые пункты в качестве жилых районов вошли в состав городов Новый Уренгой, Надым и Ноябрьск, хотя и находятся на значительном удалении от них. Следует подчеркнуть, что это положение не соответствует определёнию населенного пункта, данному в Законе автономного округа "Об административно-территориальном устройстве автономного округа", где определёно, что населенный пункт должен иметь сосредоточенную застройку в пределах границ населенного пункта, что также затрудняет решение градостроительных проблем в этих городах. Такого рода административные преобразования, ведущие к изменению границ муниципальных образований в автономном округе в перспективе активно развиваться не будут.

Ликвидация поселений по причине изменения организации хозяйственной деятельности, по-видимому, будет продолжаться. Особенно это коснётся мелких населённых пунктов (с населением до 50 человек) в основном в Шурышкарском и Приуральском районах, население которых занято в сельском и промысловом хозяйстве, хотя это будет иметь неблагоприятные последствия, связанные с "забрасыванием" ценных сельскохозяйственных и промысловых угодий.

Преобразование поселений, в частности перевод поселений из сельских в городские, может быть осуществлён в связи с тем, что основная часть населения в них будет занята в несельскохозяйственных видах деятельности. Это возможно в отношении крупных посёлков на территории Пуровского района (Пурпе, Пуровск, Ханымей), районного центра Красноселькуп, в связи с тем что на территории Красноселькупского района будет активно развиваться нефтегазодобыча и транспортное строительство. Аналогичные преобразования могут произойти в Тазовском районе (Антипаюта, Газ-Сале, Гыда), а также районных центрах в Шурышкарском, Ямальском, Приуральском районах (Мужи, Яр-Сале, Аксарка) в случае развития там указанных видов деятельности.

В настоящее время центры муниципальных районов Яр-Сале, Аксарка, Красноселькупский и Мужи с численностью населения от 3 тысяч и выше имеют преимущественно сельскохозяйственную функцию. На перспективу для этих населённых пунктов проектом Схемы территориального планирования автономного округа предусматривается активное хозяйственное развитие (точки роста) на базе многофункциональной деятельности, в связи с чем, возрастет их значимость как системообразующих центров, усилится роль и влияние на хозяйственное развитие территории с мультипликативным эффектом на более мелкие населённые пункты. Предполагаемый уровень развития дает возможность прогнозировать увеличение численности населения в этих населённых пунктах и их перевод в ранг поселков городского типа.

Проблема изменения границ муниципальных районов в автономном округе имеет свои особенности. Во-первых, современные границы муниципальных районов определены на основе границ административных районов. Во-вторых, связи поселений в пределах района в аспекте решения общих вопросов местного значения слабо развиты. В-третьих, важной проблемой организации территории муниципального района является формирование системы расселения, связанной с кочующим населением на межселенных территориях. Основная часть населённых пунктов, не получивших статус поселения, имеющие небольшую численность населения (до 100 человек), связаны с традиционной хозяйственной деятельностью и обслуживанием кочующего населения. Прогнозирование на перспективу изменения этой системы возможно только на стадии подготовки Схем территориального планирования муниципальных районов.

В рамках настоящей работы можно сделать следующие предложения по изменению муниципального устройства, которые должны быть уточнены на последующих стадиях разработки градостроительной документации:

Изменение границ большей части городских и сельских поселений, состоящих из одного населенного пункта нецелесообразно.

В связи с возможной ликвидацией мелких населённых мест в некоторых сельских поселениях могут быть изменены их границы.

Предлагается объединение двух городских округов Салехард и Лабытнанги в единый городской округ.

Предлагается перевод сельских населённых пунктов в городские поселения.