Особенности сложившейся транспортной инфраструктуры автономного округа определяются его расположением в периферийной полярной зоне и неравномерностью хозяйственного освоения территории. К настоящему времени наблюдается весьма неоднородная степень транспортной освоенности территории районов, связанная с их хозяйственной специализацией, при общей слабой развитости транспортной инфраструктуры. При этом автономный округ связан с другими субъектами федерации всеми имеющимися видами транспорта - железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным и трубопроводным (приложение N 10 к настоящей Схеме).
Система наземных коммуникаций общего пользования круглогодичного действия не образует сплошного каркаса на территории автономного округа. Система автодорог с твердым покрытием развита крайне слабо и обеспечивает постоянную связь с общероссийской системой дорог только по направлению Надым - Сургут. Имеющиеся железнодорожные линии ориентированы главным образом на обеспечение освоения и эксплуатации углеводородных месторождений и представлены двумя несмыкающимися участками с выходами в Республику Коми и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
Железнодорожный транспорт округа по протяженности, конфигурации сети, по технической готовности и оснащению линий в настоящем состоянии не способен обеспечить даже ближайшие перспективы развития экономики округа.
Все дороги однопутные, не электрифицированные. Основными недостатками железнодорожного транспорта является крайне малая протяжённость железнодорожных путей на территории автономного округа и их отсутствие в большинстве административных районов, а также отсутствие двухпутных линий, затрудняющих доставку большого объёма грузов на период обустройства и вывоза углеводородного сырья; отсутствие электровозной тяги, старение и критический износ основных фондов. Слабо развитая инфраструктура не позволяет обслуживать большие объёмы грузо- и пассажироперевозок, использовать комплексные перевозки в сочетании с автомобильным и речным транспортом.
По плотности автомобильных дорог с твёрдым покрытием автономный округ занимает одно из последних мест в Российской Федерации и в несколько раз отстаёт от остальной части Тюменской области. При этом 4 района практически не имеют автодорог круглогодичного действия. Общее состояние автодорожного транспорта автономного округа характеризуется низкой плотностью автомобильных дорог общего пользования, их разобщенностью, наличием большого количества ведомственных дорог низкой технической категории; недостаточной прочностью дорожных одежд при наличии в транспортном потоке преобладающего количества сверхтяжелых автомобилей; высокой аварийностью, недостаточным сервисным обслуживанием.
Большое значение для автономного округа имеет водный транспорт, особенно в тех местах, где он много лет является единственным средством сообщения. Основными водными артериями являются р. Обь, р. Пур, р. Таз и р. Надым, судоходство также осуществляется по р. Полуй, р. Сыня, р. Собь, р. Щучья. В Обскую губу заходят морские суда, что позволяет осуществлять грузоперевозки через Северный морской путь. Навигация длится 3 - 4 месяца, за которые в округ завозятся основные объёмы грузов.
Морской транспорт, как и речной, имеет большое значение для освоения труднодоступных районов Севера при доставке больших объёмов грузов для обустройства месторождений и вывозе углеводородного сырья.
Недостаточное развитие наземного и водного транспорта, большие расстояния между населёнными пунктами и промышленными объектами делают необходимым использование воздушных сообщений.
В настоящее время в автономном округе функционируют 5 аэропортов с твёрдым искусственным покрытием взлётно-посадочной полосы - в г. Ноябрьске (федерального статуса), г. Надыме, г. Новом Уренгое, г. Салехарде, пос. Ямбурге и пять с грунтовой взлётно-посадочной полосой - в пос. Уренгой, г. Тарко-Сале, с. Красноселькупе, с. Толька и с. Мыс Каменный. Остальные населённые пункты имеют вертолётные площадки.
Для обеспечения завоза и вывоза складывающегося перспективного грузопотока потребуется создание коридоров транспортной сети Ямала.
В первую очередь - это коридор вдоль восточного склона Уральских гор от станции Полуночное до станции Обская. Он получил название "Урал промышленный - Урал Полярный" и состоит из железной и автомобильной дороги, трубопроводов и линий ВЛ.
Вторым по значимости транспортным коридором является Ямальский транспортный коридор. Он проходит от ст. Обская до Бованенково с продлением его в дальнейшем до Харасавэйского месторождения для обеспечения выхода к морю. В этом коридоре будут проходить железная дорога, автодорога, трубопроводы и линии электропередач.
К этому главному на Ямальском полуострове транспортному коридору в дальнейшем будут примыкать отдельные ответвления дорог и трубопроводов в процессе обустройства последующих месторождений полуострова.
Широтный транспортный коридор, проходящий от ст. Лабытнанги через Салехард до Надыма с сооружением совмещённых железнодорожных и автомобильных мостов через реки Обь и Надым.
Для обустройства месторождений Гыданского полуострова в перспективе потребуется также создание транспортного коридора от ст. Коротчаево до месторождения Утреннее - Гыданский транспортный коридор. Строительство этого коридора рассматривается за пределами 2020 года и будет приурочено к началу обустройства месторождений.
Быстрое смещение территориальных акцентов добычи углеводородного сырья на территории автономного округа будет затруднено в случае отсутствия дорожной сети в северных и северо-восточных регионах автономного округа.
В Транспортной стратегии автономного округа на период до 2020 года намечены следующие предложения на расчётный срок:
Строительство железнодорожной линии Надым - Салехард.
Строительство железнодорожной линии Бованенково - Харасавэй.
Строительство железнодорожной линии Полуночное - Обская - Салехард.
Достройка железнодорожной линии Коротчаево - Новый Уренгой - Ямбург.
Достройка железнодорожной линии Новый Уренгой - Пангоды - Надым.
Достройка железнодорожной линии Обская - Бованенково.
Усиление железнодорожной линии Тюмень - Сургут - Коротчаево - Новый Уренгой, для чего предусмотреть строительство двухпутных вставок на участке Тобольск - Сургут (216 км) и Сургут - Ноябрьск (54 км).
Удлинение станционных путей на 3 станциях (Коротчаево, Обская, Надым).
Электрификация участка дороги Тюмень - Тобольск - Сургут - Ноябрьск.
Строительство наливных терминалов на станциях Коротчаево и Новый Уренгой.
Стратегия развития автомобильного транспорта автономного округа намечает три программы строительства автомобильных дорог: