Недействующий

Об утверждении Схемы территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа

II. Основные положения Схемы территориального планирования автономного округа


Схема территориального планирования автономного округа является одним из основных организационных инструментов комплексного управления развитием территории, создаёт пространственно-территориальную основу для реализации плана стратегического развития территории, обеспечивает целостность её развития, соблюдая баланс государственных, общественных и частных интересов.

Разработка и реализация Схемы территориального планирования автономного округа, обоснование планировочной и функциональной организации территории основываются на учёте и максимальном использовании природных и ресурсных возможностей автономного округа, внешнеэкономических факторов и тенденций, экологических и природоохранных ограничений.

Благоприятные внешнеэкономические и геополитические факторы дальнейшего развития, связанные с востребованностью углеводородного сырья новыми рынками сбыта продукции, производимой в автономном округе, взаимной заинтересованностью в хозяйственной и транспортной интеграции автономного округа с соседними субъектами Федерации сопровождаются рядом негативных тенденций в развитии отраслей специализации, которые осложняют дальнейшее устойчивое развитие автономного округа. Среди негативных явлений:

- сохранение в автономном округе выраженной монопрофильной специализации промышленности и производственной инфраструктуры;

- стабилизация и даже вероятность снижения в ближайшие годы объёма добычи природного газа в автономном округе;

- низкая рентабельность основной части остаточных запасов нефти и газа, отставание геологоразведочных работ от темпов эксплуатации ресурсов;

- отработка наиболее эффективных запасов месторождений нефти и газа;

- некомплексное использование месторождений углеводородного сырья;

- постепенное вовлечение в эксплуатацию мелких, малорентабельных, а также удалённых месторождений (особенно газовых), требующих повышенных капитальных и трудовых затрат по их освоению и эксплуатации;

- низкая инфраструктурная обеспеченность территорий в районах потенциальной добычи нефти и газа;

- экономическая затруднённость в настоящее время широкого развития в округе новых отраслей специализации, за исключением некоторых видов нефтегазохимии, а также крупномасштабного освоения месторождений минерального сырья Полярного Урала ввиду слабой разведанности и инфраструктурной обеспеченности этой территории;

- зависимость автономного округа от завоза извне материально-технических ресурсов, продовольствия, поставки электроэнергии;

- продолжение процесса оттока наиболее квалифицированной части экономически активного населения из автономного округа при слабой реализации программы переселения пенсионеров, лиц, проработавших по времени 10 лет и более, в другие районы страны;

- сохранение резких различий в уровне жизни населения районов промышленного освоения и проживания коренных малочисленных народов Севера. Ухудшение состояния среды жизнедеятельности этих народов;

- территориальные диспропорции в развитии оленеводства, рыбного и охотничьего промысла. В частности, недоиспользование природно-ресурсного потенциала и даже деградация этих отраслей в некоторых районах (Красноселькупский, Шурышкарский) и, наоборот, перевыпас оленей в Ямальском, Приуральском, Тазовском. Уменьшение в автономном округе площадей, используемых для традиционного сельского хозяйства, за последние 10 лет в 5 раз.

Указанные проблемы и тенденции осложняют решение имеющихся территориально-планировочных и градостроительных проблем, среди которых наиболее важными являются:

на межрегиональном уровне:

- несформированность и "разорванность" планировочного каркаса автономного округа, особенно планировочных осей межрегионального значения, что ограничивает внешние связи автономного округа (с Красноярским краем);

- слабая развитость транспортной инфраструктуры, которая не позволяет организовать активные внешние связи автономного округа по Северному морскому пути;

- хозяйственная неподготовленность приграничных районов автономного округа к крупномасштабному развитию экономических связей с соседними регионами: Красноярским краем, Ненецким автономным округом и Республикой Коми;

на окружном уровне:

- экстенсивный характер использования земельного фонда и природных ресурсов территории автономного округа, что выражается в большой доле неиспользуемых ни под какие цели земель; монопрофильный характер использования земельного фонда почти во всех районах (кроме Пуровского);

- неэффективное использование земель по всем категориям фонда;

- несоответствие границ административно-территориального (муниципального) деления и экономического районирования автономного округа. Неопределённость границ поселений, зон особого регулирования градостроительной деятельности;

- изолированное развитие отдельных экономических подрайонов, их слабая связь с окружным центром;

- резкие различия в уровне градостроительной организации нефтегазовых и сельских районов. Наличие "проблемных" сельских районов (Красноселькупский и Шурышкарский), где особенно интенсивно идут процессы уменьшения доли активно используемых земель;

- недостаточное использование инфраструктурного, социально-культурного и трудового потенциалов основных базовых центров автономного округа для обустройства перспективных промышленных районов и развития соседних сельских районов;

- несоответствие ведомственной транспортной инфраструктуры требованиям транспортного обслуживания общего пользования;