Программа является системным и логическим продолжением ведомственной целевой программы "Развитие гражданского общества в Ямало-Ненецком автономном округе", действовавшей с 2006 года и направленной в первую очередь на формирование общественно-политических условий развития гражданского общества в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ). В рамках реализации предыдущей программы проведён ряд значимых мероприятий. В том числе обучено 350 представителей общественных объединений, муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; организован выпуск 300 экземпляров методической литературы, отражающей особенности общественно-политических и этноконфессиональных отношений в автономном округе; 100 общественных объединений были задействованы в мероприятиях, проведённых органами государственной власти автономного округа совместно с общественными и религиозными организациями; проведено 83 гражданско-просветительских мероприятия для представителей общественности.
На сегодняшний день деятельность исполнительных органов государственной власти автономного округа (далее - исполнительные органы) и органов местного самоуправления в автономном округе (далее – органы местного самоуправления) по созданию условий взаимодействия власти и общества направлена на удовлетворение потребностей некоммерческих организаций участвовать в принятии управленческих решений регионального и местного уровней. Для этого создаются общественные советы, советы с общественным участием при исполнительных органах всех уровней, нормативно устанавливаются гарантии такого участия, действует Общественная палата автономного округа, регулярно проводятся отраслевые мероприятия различного формата с привлечением экспертов гражданского общества. Дальнейшее повышение качества взаимодействия общества и власти будет определяться в первую очередь качеством взаимодействующей с властью инфраструктуры гражданского общества. Тем не менее существующий курс на усиление взаимной интеграции исполнительных органов и институтов гражданского общества в автономном округе не требует приложения столь же значимых усилий, как при первоначальном этапе формирования условий для взаимодействия и формирования активной гражданской позиции. Во многом этот тренд подкрепляется федеральной повесткой. Задачей власти в данном направлении остаётся поддержка существующих каналов коммуникаций власти и общества.
Тем не менее проблемы построения оптимальных эффективных систем принятия управленческих решений (особенно в области социально-экономического развития), снижения издержек различного рода конфликта интересов и неэффективной государственной и муниципальной деятельности вследствие отсутствия общественной оценки остаются. Низкий экспертный потенциал некоммерческого сектора не позволяет наладить должный уровень общественной экспертизы, общественного контроля, ведения совместной экспертной консультативной деятельности. Низкая организационно-методическая и материально-техническая база некоммерческих организаций не позволяют развить экспертный потенциал. Результаты изучения состояния некоммерческого сектора показывают, что основной проблемой развития деятельности некоммерческих организаций является недостаточное ресурсное обеспечение реализации социально значимых инициатив. Таким образом, в стратегическом направлении развития взаимодействия власти и общества важно сконцентрироваться на поддержании деятельности некоммерческих организаций.
Деятельность по решению проблем повышения активности некоммерческих организаций и увеличения их вклада в социально-экономическое развитие автономного округа, в том числе с применением новых технологий социального обслуживания, содержания государственной и муниципальной инфраструктуры, в полной мере соответствует стратегическим целям и тактическим задачам департамента внутренней политики автономного округа (далее - департамент). (с изм. от 18.10.2011 N 762-П)
Реализация Программы предполагает проведение научно-исследовательских работ, связанных с изучением эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и государственной политики в области поддержки таких организаций. В рамках исследований предполагается выявление инновационных практик решения социально ориентированными некоммерческими организациями своих уставных задач и последующее тиражирование в рамках осуществления реализации функций оказания консультационной, организационно-методической и образовательно-просветительских функций.
Отличия Программы от ранее действующей обусловлены нормативными изменениями в сфере регулирования вопросов взаимодействия исполнительных органов и институтов гражданского общества. Так, вследствие принятия Федерального закона от 05 апреля 2010 года N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" у исполнительных органов появляются новые возможности по решению задач в области развития некоммерческого сектора и гражданского общества в целом, инновационных методов реализации государственной политики в социальной сфере и повышения эффективности принятия управленческих решений.