1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 апреля 2006 года N 13-ЗАО "О правотворчестве", постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июня 2007 года N 930 "О Концепции мониторинга правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе".
1.2. Под мониторингом правового пространства Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) понимается осуществляемая на постоянной основе деятельность субъектов мониторинга правового пространства (далее - субъекты правового мониторинга) по обобщению и систематизации информации, необходимой для оценки, анализа, прогноза состояния и динамики законов автономного округа, иных нормативных правовых актов автономного округа и практики их применения с целью выявления их соответствия планируемому результату правового регулирования, а также ожиданиям участников правотворческой деятельности, должностных лиц органов государственной власти автономного округа, институтов гражданского общества, граждан.
Мониторинг правового пространства автономного округа подразделяется на:
1) мониторинг в сфере правового регулирования общественных отношений;
2) мониторинг реализации права законодательной инициативы Губернатора автономного округа, Правительства автономного округа в Законодательном Собрании автономного округа.
(в ред. постановлений Губернатора ЯНАО от 15.10.2009 N 128-ПГ, от 12.04.2011 N 46-ПГ)
Под мониторингом в сфере правового регулирования общественных отношений понимается осуществляемая на постоянной основе систематическая деятельность субъектов правового мониторинга по выявлению и оценке эффективности правового регулирования общественных отношений по определенным показателям и разработке предложений по совершенствованию правового регулирования общественных отношений.
Мониторинг в сфере правового регулирования общественных отношений состоит из:
1) мониторинга законов и иных нормативных правовых актов автономного округа;
2) мониторинга правового поля;
3) мониторинга правоприменительной практики.
Под мониторингом законов и иных нормативных правовых актов автономного округа понимается осуществляемая на постоянной основе систематическая деятельность субъектов правового мониторинга по сбору, анализу и обобщению информации о состоянии законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, осуществляемая с использованием сообщений и документов правоприменительных органов, органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, общественных объединений, уполномоченной специализированной экспертной организации в сфере мониторинга в целях разработки мер по повышению эффективности правотворческой деятельности.
Исходя из продолжительности проведения мониторинг законов и иных нормативных правовых актов автономного округа подразделяется на оперативный и плановый мониторинг.
Под оперативным мониторингом законов и иных нормативных правовых актов автономного округа понимается деятельность субъектов правового мониторинга по сбору, анализу и обобщению информации о применении нормативного правового акта автономного округа органами исполнительной власти автономного округа, органами местного самоуправления, судебными органами в течение первого года действия нормативного правового акта автономного округа.
Под плановым мониторингом законов и иных нормативных правовых актов автономного округа понимается деятельность субъектов правового мониторинга по сбору, анализу и обобщению информации о применении нормативного правового акта автономного округа органами исполнительной власти автономного округа, органами местного самоуправления, судебными органами в период действия нормативного правового акта автономного округа.
Под мониторингом правового поля понимается осуществляемая на постоянной основе систематическая деятельность субъектов правового мониторинга по изучению и оценке заполненности правового поля, опережающего правового регулирования, выявлению наличия правовых пробелов и коллизий, а также деятельность по разработке предложений по перспективному планированию правового регулирования общественных отношений и устранению пробелов в законодательстве автономного округа.
Под правовым полем понимается совокупность общественных отношений, подлежащих правовому регулированию.
Под мониторингом правоприменительной практики понимается осуществляемая на постоянной основе систематическая деятельность субъектов правового мониторинга, связанная со сбором и анализом информации в отношении органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления с целью выявления соответствия правоприменительной деятельности данных органов и вынесенных на ее основе правоприменительных актов определенному стандарту.
Под мониторингом реализации права законодательной инициативы Губернатора автономного округа, Правительства автономного округа в Законодательном Собрании автономного округа понимается деятельность субъектов правового мониторинга по анализу и обобщению информации об активности Губернатора автономного округа, Правительства автономного округа как субъектов права законодательной инициативы в Законодательном Собрании автономного округа, о концепциях поступивших в Законодательное Собрание автономного округа проектов законов автономного округа, о непосредственных разработчиках законопроектов, сроках их рассмотрения.
(в ред. постановлений Губернатора ЯНАО от 15.10.2009 N 128-ПГ, от 12.04.2011 N 46-ПГ)
Под объектами мониторинга правового пространства (далее - объект правового мониторинга) понимаются общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, отрасли, подотрасли, институты законодательства автономного округа, законы автономного округа, иные нормативные правовые акты автономного округа (постановления Губернатора автономного округа, имеющие нормативный правовой характер, постановления Правительства автономного округа, имеющие нормативный правовой характер), отдельные нормативные предписания законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, акты иных исполнительных органов государственной власти автономного округа, носящие нормативный правовой характер, правоприменительные акты органов исполнительной власти автономного округа, органов местного самоуправления в автономном округе, судебных органов.
(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 12.04.2011 N 46-ПГ)
Под субъектами правового мониторинга понимаются Губернатор автономного округа, Правительство автономного округа, центральные исполнительные органы государственной власти автономного округа, осуществляющие деятельность по проведению мониторинга правового пространства автономного округа в пределах своей компетенции или на основании специальных полномочий, которыми они наделены соответствующим правовым актом автономного округа (далее - исполнительные органы государственной власти автономного округа).
(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 12.04.2011 N 46-ПГ)
Под результатами мониторинга правового пространства автономного округа понимается информация об объекте правового мониторинга, обобщенная по единым критериям с целью выявления соответствия ее определенному стандарту.
Под досье нормативного правового акта автономного округа понимается комплекс документов, включающий информацию о разработчике, стадиях рассмотрения и принятия нормативного правового акта автономного округа и практике его применения.
1.3. Целями проведения мониторинга правового пространства автономного округа в системе исполнительных органов государственной власти автономного округа являются повышение качества и эффективности правотворческой деятельности автономного округа, создание модели государственного управления, открытой для граждан, гражданского общества, организаций.
1.4. Задачами проведения мониторинга правового пространства автономного округа в системе исполнительных органов государственной власти автономного округа являются: