Недействующий

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы" (утратило силу на основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.04.2014 N 245-П)

Охрана водных объектов


Водные ресурсы, которыми располагает автономный округ, участвуют во всех видах производственной и хозяйственной деятельности региона. Вода не просто универсальный хозяйственный ресурс для промышленности и сельского хозяйства региона. Это объект рекреации населения, могущественное санитарно-гигиеническое средство. Наконец, это незаменимый жизненный ресурс населения, проживающего на территории автономного округа.

Речная сеть автономного округа включает около 50 тыс. рек, ручьев и проток и принадлежит к бассейну Карского моря, из них свыше 44 тыс. имеют длину менее 10 км.

На огромной территории автономного округа насчитывается приблизительно 300 тыс. озер, площадь акватории которых более 0,01 км2. Общая площадь этих озер составляет более 44 тыс. км2.

Поверхностные воды автономного округа имеют ряд гидрохимических особенностей, отличающих их от поверхностных вод других регионов. Питание рек здесь преимущественно снеговое, что приводит к низкой минерализации вод. Важным фактором формирования химического состава поверхностных вод является наличие на территории болот, что обусловливает специфический состав вод, характеризующийся большим количеством гуминовых веществ. Гуминовые вещества, вымываясь из органической массы торфов, лесной подстилки, извлекаются из почв, придают воде коричневый оттенок. Присутствие в воде большого количества органических веществ формируют ее высокую цветность и окисляемость. Природными ландшафтно-геохимическими условиями вызвано практически повсеместное превышение предельно допустимых концентраций по железу (до 9 раз) и марганцу (до 7 - 10 раз).

Основные проблемы загрязнения водных объектов в основном связаны с техногенными факторами, а именно с эксплуатацией объектов добычи и транспортировки углеводородного сырья с нарушением природоохранных требований.

Кроме нефтегазодобывающих компаний к числу основных источников загрязнения поверхностных вод автономного округа относятся жилищно-коммунальное хозяйство и водный транспорт.

Из всех загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, основное значение имеют нефть, нефтепродукты, фенолы. Под воздействием нефтяных загрязнений почти полностью потеряла рыбохозяйственное значение река Надым, на грани полной утраты нерестового значения находятся реки Пур, Собь, Ево-Яха и др.

Данные лабораторных исследований свидетельствуют о превышении концентраций нефтепродуктов в отдельных местах в 15 раз (район г. Салехарда на реках Обь и Полуй, район поселка Уренгой на реке Пур), фенолов - в 6 раз.

В соответствии с экологической доктриной Российской Федерации основной задачей в области экологического мониторинга на региональном уровне является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится участие в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.

В связи с этим на территории автономного округа необходимо разработать и внедрить единую систему показателей экологического мониторинга для своевременного выявления и предупреждения негативного влияния вредных факторов на окружающую среду и обеспечения экологической безопасности населения автономного округа.

В период с 2009 по 2011 годы в автономном округе в рамках ведомственной целевой программы "Обеспечение экологической безопасности населения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (2009 - 2011 годы)" (далее – Программа 2009 – 2011 годов) были выполнены работы по созданию (разработка) системы экологического мониторинга автономного округа.

В 2009 году была разработана программа мониторинга и произведен предварительный подбор мест расположения семи мониторинговых полигонов для ежегодных наблюдений за компонентами окружающей среды: земля, почвы, поверхностные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, ландшафт в целом, оленьи пастбища, подвергающиеся интенсивному использованию в результате традиционной хозяйственной деятельности коренного населения и влиянию промышленной деятельности.

В 2010 году были проведены подготовительные работы, включающие предварительную разработку наземных маршрутов, подбор необходимого оборудования, информирование администраций муниципальных образований, районов в автономном округе о начале работ и оформление разрешений на проведение работ на территории района; полевые изыскательские работы по закладке мониторинговых полигонов, в результате которых на территории автономного округа были заложены 7 мониторинговых полигонов: в Ямальском, Надымском, Приуральском, Пуровском и Шурышкарском районах, а также постоянных пробных площадок для взятия анализов природных сред, положено начало экологического мониторинга.

Проведен фоновый мониторинг поверхностных вод и донных отложений (гидрологические и гидрохимические исследования), почв, растительного покрова на территориях мониторинговых полигонов, представлены результаты лабораторных анализов физико-химических свойств поверхностных вод, донных отложений, почв, растений, отобранных на ключевых участках. Дана фенологическая характеристика точек отбора образцов, представлены основные ландшафтно-геохимические и фитоценотические особенности участка с учетом географической привязки точек отбора проб, положения в мезорельефе, типов растительного сообщества и почв.

Изучена наземная фауна на 7 исследуемых полигонах с целью наиболее полного учета всего комплекса видового разнообразия объектов животного мира. Дана качественная и количественная характеристика населения хозяйственно-ценных видов животных, выявлены и зафиксированы на GPS-навигаторе координаты всех встреченных животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и автономного округа, по каждому полигону даны таблицы плотностей обитания хозяйственно-ценных видов животных и видов, занесенных в Красную книгу. Сделаны лабораторные анализы по выявлению морфологических изменений у видов индикаторов. Представлены тематический картографический материал, программный комплекс с возможностью пополнения базы данных фоновых и мониторинговых изменений состояния природных сред, фотодокументы. Дана экологическая оценка фонового состояния окружающей среды полигонов.

В 2011 году подготовлены итоговый отчет, доработанный программный комплекс, методические рекомендации по определению исходной загрязненности компонентов природной среды и ведению локального экологического мониторинга в рамках формирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды автономного округа (далее - методические рекомендации).

Методические рекомендации будут обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений, ведущих хозяйственную деятельность на территории автономного округа, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Проведение площадных исследований исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионных участков является необходимой основой и условием проектирования наблюдательной сети локальных систем экологического мониторинга в границах лицензионных участков. В рамках исследования исходной загрязненности определяются значения показателей качества компонентов природной среды до начала деятельности недропользователя на лицензионном участке.

Локальный экологический мониторинг является комплексной системой регулярных наблюдений, сбора информации, оценки и прогнозирования пространственно-временных изменений состояния компонентов окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов в границах лицензионного участка недр в период разработки месторождений. Проектирование локального экологического мониторинга лицензионных участков должно основываться на результатах предварительных исследований исходной загрязненности компонентов природной среды, проведенных с учетом разработанных методических рекомендаций.

Ввиду недостаточности финансирования Программы 2009 - 2011 годов существует необходимость в закладке дополнительных мониторинговых полигонов на территории автономного округа для повышения эффективности системы наблюдений за окружающей средой; в увеличении количества анализов проб воды, почв, донных отложений, растительности, снега для получения достоверной информации о состоянии окружающей среды и повышения эффективности системы наблюдений за окружающей средой, анализе ведения производственного экологического мониторинга.

Особо охраняемые природные территории и сохранение биологического разнообразия

Современное понимание охраны природы рассматривает формирование системы особо охраняемых природных территорий как важнейший путь для сохранения среды обитания биологических видов, ценных как в хозяйственном, так и в экологическом аспектах. Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) охватывают большое разнообразие природных комплексов и объектов животного и растительного мира, нуждающихся в особой охране.

В настоящий момент на территории автономного округа функционируют 14 ООПТ, из них: 9 - регионального значения (7 государственных биологических заказников, 1 государственный природный парк, 1 памятник природы) и 5 – федерального значения (2 государственных природных заповедника, 3 государственных природных заказника).

Общая площадь ООПТ автономного округа - 6 050,3 тыс. га, что составляет 7,87% от площади автономного округа, в том числе:

- площадь ООПТ регионального значения - 3 628,8 тыс. га, что составляет 4,72% от площади автономного округа;

- площадь ООПТ федерального значения - 2 421,5 тыс. га, что составляет 3,15% от площади автономного округа.

Сеть ООПТ автономного округа функционирует в условиях постоянно нарастающей интенсивной хозяйственной деятельности, включающей строительство транспортных и энергетических коммуникаций, проведения геолого-разведочных работ, увеличения площади промышленной разведки полезных ископаемых, развития инфраструктуры горнодобывающего, нефтегазового и энергетического промышленных комплексов. Значительное воздействие на природные комплексы ООПТ автономного округа оказывает агропромышленный комплекс, постоянно увеличивающий площадь и интенсивность выпаса домашнего северного оленя.

Все вышеперечисленные факты указывают на необходимость проведения ряда мероприятий по повышению эффективности охраны ООПТ, а также расширения существующей сети ООПТ и регулирования отношений по образованию и правовым режимам ООПТ. Так в 2013 году на территории Тазовского района автономного округа запланированы мероприятия по организации природных ландшафтов "Юрибейский" и "Нямбойтинский". Режим охраны образованных ООПТ местного значения предполагает соблюдение и гарантии прав коренных народов автономного округа при осуществлении традиционного природопользования, в том числе ведение рыболовства и таким образом учитывает интересы коренного населения тундры. (абзац с изм. от 14.10.2013 N 837-П)