Недействующий

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы" (утратило силу на основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.04.2014 N 245-П)

Охрана атмосферного воздуха


Сегодня проблема эффективного использования попутного нефтяного газа (далее - ПНГ) – одна из наиболее актуальных для автономного округа. Она требует всестороннего решения как со стороны нефтедобывающих предприятий, так и со стороны органов государственной власти.

По итогам 2010 года добыча ПНГ составила 7,8 млрд. м3, из которого использовано 76%. Остальной газ сжигается на нефтепромыслах в открытых факелах.

По экспертным оценкам, с учетом реализации Программы комплексного освоения месторождений углеводородного сырья автономного округа и севера Красноярского края к 2015 году будет добываться около 14,2 млрд. м3 попутного газа. При этом уровень полезного использования попутного газа уменьшится до 53%, объем сжигаемого газа вырастет до 7 млрд. м3.

Сжигание ПНГ на факелах свидетельствует о нерачительном подходе к использованию этого ценного сырья, об отношении к нему как к отходу производства. Такой подход наносит ощутимый вред экологии региона и среде обитания человека. Ежегодные выбросы вредных веществ от сжигания ПНГ в автономном округе составляют около 732 тыс. тонн вредных веществ, в том числе парниковых газов (диоксида углерода), - более 537 тыс.тонн.

Интенсивное негативное воздействие оказывают выбросы продуктов сгорания ПНГ - оксиды азота, серы, углерода, углеводороды (метан, этан, пропан, бутан и т.п.). Происходит загрязнение атмосферного воздуха, почвы, растительности, водоемов, увеличивается потребление кислорода и тепловое излучение, усиливается парниковый эффект.

Вопросы сохранения окружающей природной среды, обеспечения устойчивого развития северных территорий, энергоэффективности являются приоритетными направлениями государственного регулирования на территории автономного округа. Стратегическая цель государственной политики Российской Федерации в области устойчивого развития Арктики по обеспечению сбалансированного решения проблем сохранения окружающей природной среды и задач социально-экономического развития в интересах нынешних и будущих поколений может быть реализована в рамках целостной системы государственного регулирования, важным блоком в которой будет разработанная и функционирующая система управления выбросами загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов, в атмосферу автономного округа.

В ноябре 2004 года Россия ратифицировала Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, определивший каждой стране предел выбросов углекислого газа в атмосферу. При выполнении обязательств и достижении дополнительных сокращений излишки (квоты) могут быть проданы другой стране. Превращаясь в товар, достигнутые сокращения становятся существенным фактором повышения инвестиционной эффективности. Российская Федерация полностью выполняет свои обязательства в первый бюджетный период Киотского протокола (2008 - 2012 гг.). Выбросы парниковых газов прежде всего связаны с энергией, с сжиганием топлива в энергоустановках. Энергосбережение дает прямое сокращение выбросов парниковых газов. В условиях Киотского протокола сокращение выбросов – товар, имеющий рыночную цену.

Для целей Киотского протокола сокращения выбросов считаются не по отношению к уровню, имевшему место до реализации проекта, а по отношению к их объему, который имел бы место в отсутствие проекта, т.е. в расчете на сопоставимый объем производства продукции. Даже при росте потребления энергии могут иметь место сокращения выбросов, если рост потребления энергии происходит на фоне внедрения передовых инновационных методов и технологий. Тем самым Киотский протокол объективно стимулирует переход на энергосберегающие технологии, предоставляя возможность зарабатывать на продаже сокращений выбросов парниковых газов.