Целью развития системы обучения гражданских и муниципальных служащих является повышение их профессионального уровня путем формирования и развития качественной системы обучения, отвечающей требованиям профессиональной гражданской и муниципальной службы, в соответствии с современными экономическими условиями и ресурсными возможностями государства.
Основными задачами совершенствования системы дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих являются:
1) определение приоритетных направлений совершенствования системы дополнительного профессионального образования;
2) повышение качества и эффективности обучения;
3) создание необходимых условий для своевременного и соответствующего потребности ресурсного обеспечения системы дополнительного профессионального образования;
4) создание системы управления обучением;
5) совершенствование нормативно-правового обеспечения обучения.
Основными принципами развития системы обучения гражданских служащих являются:
1) системность и научная обоснованность;
2) поэтапность и планомерность проводимых мероприятий;
3) централизованное управление системой обучения;
4) комплексность и согласованность общегосударственных и ведомственных мероприятий;
5) персональная ориентированность программ развития профессиональной компетентности;
6) активность и заинтересованность в самостоятельной деятельности участника программы в решении ее основных задач;
7) использование современных образовательных технологий, в первую очередь модульной системы организации образовательной деятельности и методов активизации образовательной деятельности обучающихся, ориентированных на определенную возрастную и профессиональную категорию слушателей;
8) непрерывность и преемственность профессионального образования;
9) организация учебного процесса вокруг решения реальных управленческих и профессиональных проблем и использование в этих целях различных форм и методов образовательной деятельности, ориентированных на развитие практического опыта управления;
10) междисциплинарный синтез различных систем знания и их использования для решения различных управленческих проблем;
11) активное использование имитационных тренингов и тренажеров с целью формирования практических навыков управленческой деятельности;
12) практическое участие в решении различных управленческих задач.
Представленные принципы предусматривают следующие требования к процессу дополнительного профессионального образования:
- должен быть осуществлен персональный целевой отбор образовательных модулей с учетом индивидуальных особенностей, управленческого и иного профессионального опыта участников программы;
- преимущественно должен быть реализован гибкий график обучения с накопительной системой выполненных учебных и практических заданий;
- необходимо на постоянной основе осуществлять индивидуальное консультирование участников программы по вопросам ее организации, содержанию и формам реализации;
- должны быть созданы необходимые организационные и методические условия для выполнения участниками программы групповых проектных, аналитических, экспертных и т.п. работ по актуальным управленческим проблемам;
- методическое обеспечение программы должно быть ориентировано на организацию самостоятельной учебной деятельности участников программы и на развитие у них практических навыков работы с различного рода системами профессиональной информации (разработка проектов, подготовка аналитических материалов, управленческих и нормативных документов, экспертных заключений, осуществление консультативной деятельности, подготовка инновационных и обучающих программ);
- некоторые виды учебных занятий должны быть организованы в виде различного рода развивающих, имитационных и ролевых "игр", с помощью которых можно было бы не только обобщить реальный управленческий опыт участников программы, но и научить их соответствующим нормам и моделям современной управленческой деятельности;
- все виды учебных практик (стажировки, участие в комиссиях и проверках, работа в качестве экспертов и консультантов, преподавание в системе повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, временное замещение соответствующих должностей и т.п.) должны рассматриваться в качестве обязательных учебных мероприятий, которые должны быть соответствующим образом организованны и их выполнение должно строго контролироваться;