Можно выделить два основных подхода к процессу проведения учебных занятий в системе дополнительного профессионального образования:
- "информирующее обучение", нацеленное на передачу знаний, а также формирование определенных умений и навыков;
- "инновационное обучение", ориентированное на раскрытие и развитие потенциала обучающегося, а также формирование определенных личных и деловых качеств.
Целью "информирующего" обучения является передача определенных знаний, умений и навыков для того, чтобы служащий мог эффективно работать в известных и повторяющихся ситуациях, для развития способностей решать поставленные задачи. Этот подход особенно эффективен для передачи новых знаний, обновления знаний и адаптации лиц, впервые поступивших на государственную (муниципальную) службу, а также предназначен для поддержания существующей системы деятельности.
"Инновационное" обучение подразумевает ориентацию на перспективу, подготовку к работе в новых условиях. Разработке инновационных обучающих программ должен предшествовать прогноз возможных изменений в различных областях жизни и сферах деятельности.
"Инновационное" обучение, как правило, имеет дело с проблемами, которые могут оказаться настолько уникальными, что конкретные варианты решения данных проблем еще не известны и сама формулировка которых может вызывать споры и сомнения. Поэтому "инновационному" обучению зачастую не уделяется должное внимание.
В большинстве случаев учебный процесс в рамках традиционного образования ориентирован на "информационное" обучение. Однако качественное и эффективное развитие профессионально-управленческого потенциала современных работников возможно только путем "инновационного" обучения.
Специфика "инновационного" обучения предполагает использование целой совокупности активных форм и методов обучения, таких как:
- сообщение систематизированной информации;
- разбор ситуаций из профессиональной деятельности слушателей;
- дискуссии по проблемным вопросам;
- ситуационные задачи;
- мозговой штурм;
- самодиагностика;
- ролевые игры;
- деловые игры;
- презентации;
- кейс-стади.
Наиболее полно данные методы обучения реализуются в такой форме учебной работы, как семинар-тренинг, в связи с этим представляется целесообразным использовать данную форму в качестве составляющей курсов повышения квалификации.