Смена парадигмы общественно-экономического развития, происходящая в настоящее время, экономическое соревнование регионов и государств все больше перемещается из индустриальной области в сферу науки, инноваций и образования. Именно их состояние и уровень развития определяют и будут определять в дальнейшем конкурентоспособность региона и государства, их положение в экономическом сообществе.
Развитие инновационной сферы приобретает особую важность, так как именно в этой сфере происходит превращение научно-технического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в рыночный товар с новыми потребительскими свойствами.
Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (редакция от 08 августа 2009 года), основывается на формировании новой экономики - экономики знаний и высоких технологий, которая должна создать сектора в национальной экономике, сопоставимые по своему вкладу в валовой внутренний продукт с сырьевыми секторами.
Абзац утратил силу. - Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.06.2012 N 454-П.
Поэтому переход к инновационному сценарию развития является основной целью государственной политики, достижение которой есть необходимая предпосылка модернизации экономики и, в конечном счете, обеспечения конкурентоспособности отечественного производства.
Необходимость выбора инновационного пути развития автономного округа как основы долгосрочной социально-экономической политики стала очевидной в посткризисный период (2009 - 2010 годы), когда базисные основы экономического устройства страны пошатнулись под влиянием негативных мировых тенденций. Стала очевидна технологическая отсталость экономики и отсутствие альтернативы энергосырьевому способу производства национального благосостояния.
Попытка создания стимулов развития для инновационно активных предприятий автономного округа первоначально была предпринята в 1998 году с принятием Закона автономного округа от 18 июня 1998 года N 30-ЗАО "Об инновационной деятельности". Однако нормы, предусмотренные Законом, не получили значительного развития в нормативной правовой базе автономного округа. Только по итогам разработки Концепции инвестиционного развития автономного округа, утвержденной постановлением Администрации автономного округа от 21 января 2006 года N 28-А, были осуществлены конкретные шаги по реализации предусмотренных законодательством положений. Кроме того, постановлением Администрации автономного округа от 24 января 2006 года N 23-А была утверждена ведомственная целевая программа "Формирование единого инвестиционного и инновационного климата Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2006 - 2008 гг.". Но в полной мере поставленные задачи решены не были, а инновационный блок в последующем был исключен из перечня программных мероприятий.
Только с созданием в структуре исполнительных органов государственной власти автономного округа департамента по науке и инновациям автономного округа (далее - департамент) работа по развитию инновационной деятельности стала приобретать системный характер.
Ведомственной целевой программой "Развитие инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2009 - 2011 годов", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 20 декабря 2010 года N 493-П, были поставлены задачи по повышению уровня инновационной активности в регионе, формированию имиджа автономного округа как территории инновационного развития, а также обеспечению поддержки инновационной деятельности в автономном округе. В результате в автономном округе стали проводиться ежегодные конкурсы изобретателей и рационализаторов, конкурсы инновационных проектов. По результатам конкурсов выдавались поощрительные премии и присуждались гранты. За счет средств программы осуществлялось финансирование конгрессно-выставочных мероприятий, по результатам которых сформировано новое направление социально-экономического развития региона, заключающееся в переходе с ресурсного на ресурсно-инновационный путь развития экономики и формирование отрасли нефтегазохимической переработки.
В то же время объем финансирования указанной программы, предусмотренный на весь период ее реализации - 30700 тыс. рублей, не позволил в полной мере решить поставленные проблемы.
Положительную роль в содействии инновационно активному бизнесу сыграла окружная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы", утвержденная постановлением Администрации автономного округа от 26 февраля 2009 года N 81-А, которой были предусмотрены мероприятия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции, в том числе начинающих малых инновационных компаний, а также мероприятия, связанные с предоставлением грантов субъектам малого и среднего предпринимательства по результатам конкурса инновационных проектов.
Всего за 2009 - 2010 годы было выдано субсидий на сумму 30000 тыс. рублей для реализации 9 инновационных проектов.
2010 - 2011 годы во многом стали прорывными в направлении развития инновационной инфраструктуры автономного округа. Создано три новых субъекта научной и инновационной деятельности, а именно: автономное учреждение "Окружной технологический парк "Ямал" (далее - Технопарк), государственное казенное учреждение автономного округа "Научный центр изучения Арктики", некоммерческая организация "Фонд инновационного развития Ямало-Ненецкого автономного округа". Учредителем данных организаций является департамент.
Предпринятые в предыдущие годы действия исполнительных органов государственной власти автономного округа создают предпосылки для реализации в автономном округе инновационного сценария социально-экономического развития. В то же время выход на устойчивое движение по инновационному пути развития требует решения ряда проблем, негативно влияющих на инновационный климат, а именно:
- несовершенство государственного регулирования инновационной деятельности;
- низкий спрос на инновации в экономике, в том числе в государственном и муниципальном секторах экономики;
- низкая восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера, как следствие, низкие расходы на исследования и разработки;
- отсутствие функционально полной инфраструктуры развития и государственной поддержки инновационной деятельности;
- отсутствие эффективных механизмов коммерциализации научных и научно-технических достижений.
Решение приведенных выше проблем создания экономики инновационного типа невозможно без комплексного программного подхода. Окружные целевые программы являются одним из важнейших средств воздействия на социально-экономическое развитие автономного округа, дают возможность сосредоточить бюджетные средства на решении наиболее важных, системных проблем.
Программно-целевой метод необходим для того, чтобы сконцентрировать в рамках Программы имеющиеся бюджетные государственные ресурсы и создать условия для привлечения частных инвестиций на решение ключевых проблем в инновационной сфере, обеспечить сбалансированность и последовательность решения стоящих задач, запустить механизмы последующего саморазвития и самофинансирования создаваемой инновационной системы.
От ранее действующих программ настоящую Программу отличает более глубокое проникновение в проблемы инновационного развития, четкая постановка цели и адекватное поставленным целям финансовое обеспечение. Необходимость развития инновационной деятельности предусмотрено федеральным законодательством, законодательством автономного округа.
Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2011 года N 254-ФЗ) содержит нормы и понятия в сфере инновационной деятельности, определяет принципы, условия и формы ее государственной поддержки.
Согласно части 1 статьи 13 Устава (Основного закона) автономного округа органы государственной власти автономного округа обеспечивают научное и инновационное развитие экономики автономного округа для достижения целей и решения задач социально-экономического развития автономного округа. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 39 Устава (Основного закона) автономного округа Правительство автономного округа определяет основные направления и осуществляет проведение налоговой, бюджетной, инновационной политики в автономном округе.
Кроме того, на региональном уровне принят Закон автономного округа от 27 апреля 2011 года N 34-ЗАО "О развитии инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе", развивающий и уточняющий нормативно-правовое обоснование полномочий субъектов инновационной деятельности в автономном округе.