Действующий

Об утверждении долгосрочной бюджетной стратегии Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2030 года

Таблица 3.4-8. Государственные гарантии и бюджетные кредиты

(млн. руб.)

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012 (оцен-ка)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Объем исполнения гарантий,
 в том числе

0

0

0

0

0

0

0

0

- с регрессом

- без регресса

Бюджетные кредиты юридическим лицам

-723

-214

-290

-46

-55

-5

0

-1 647

- предоставление

3 514

700

525

0

- погашение

4 237

914

815

46

55

5

1 647

Бюджетные кредиты местным бюджетам

17

-41

0

0

0

0

0

0

- предоставление

1 190

375

- погашение

1 173

416

IV. Ключевые проблемы бюджетной политики и эффективности

бюджетного сектора

Мировой финансовый и экономический кризис 2008 - 2009 годов показал, что бюджетная сфера субъектов Российской Федерации является очень чувствительной к кризисным явлениям в экономике.

Анализ внешних и внутренних рисков для бюджетной системы в условиях международной финансовой и экономической нестабильности является важным шагом для выработки антикризисной бюджетной политики автономного округа.

4.1. Внешние риски

4.1.1. Падение мировых цен на углеводороды.

Падение мировых цен на углеводороды может быть вызвано разными причинами и в том числе указанными ниже. Вместе с тем это может произойти и без реализации других макроэкономических рисков, в результате простого ожидания наступления негативных событий или проведения спекулятивных операций на ведущих товарных биржах. В последнем случае это не приведет к изменению мирового объема потребления углеводородов, но может привести к падению объемов добычи на месторождениях с высокой себестоимостью, что может неоднозначно сказаться на добыче углеводородного сырья в автономном округе. Учитывая гибкую систему налогового регулирования рентабельности нефтегазовых компаний в Российской Федерации, в этом случае, возможно, удастся избежать ощутимого падения объемов добычи углеводородного сырья, а также более значительного, чем в среднем по России, падения доходов консолидированного бюджета автономного округа.

4.1.2. Развитие долгового кризиса в Еврозоне.

Восстановление мировой экономики в 2009 - 2010 годах происходило под влиянием энергичных стимулирующих мер фискального и монетарного характера, принятых правительствами стран по всему миру. Одним из последствий мягкой финансовой политики стал рост государственного долга, который наиболее остро проявился в странах Еврозоны, что поставило под сомнение возможность его дальнейшего обслуживания.

Развитие долгового кризиса приведет к длительной рецессии в Еврозоне, являющейся основным торговым партнером Российской Федерации и потребителем экспортируемых Россией углеводородов. Цены на нефть (и, с некоторым лагом, на газ) могут упасть до уровня 60 - 80 долларов США за баррель и оставаться на нем в течение года. Рецессия может вызвать также некоторое снижение объемов потребления углеводородов, что негативно отразится на объемах добычи и экспорта углеводородов автономного округа. В этом случае падение ВРП и доходов бюджета автономного округа может оказаться более значительным, чем в среднем по Российской Федерации.

4.1.3. Финансовая консолидация в США.

Несмотря на то что Российская Федерация не имеет столь же тесных торговых связей с США, как со странами Еврозоны, общий эффект от снижения цен на углеводороды для автономного округа может оказаться аналогичным эффекту от реализации долгового кризиса в Еврозоне, но сопровождаться не столь значительным сокращением потребления российского газа или нефти.

4.1.4. Замедление темпов роста экономики Китая.

В случае замедления темпов роста экономики Китая, являющегося крупнейшим потребителем углеводородов в мире, также произойдет некоторое снижение цен на нефть, которое, впрочем, будет не столь ощутимым, как в случае развития долгового кризиса в Еврозоне или финансовой консолидации в США.

4.1.5. Снижение конкурентоспособности товаров внутреннего производства вследствие вступления России в ВТО.

Постепенное снижение импортных пошлин на потребительские товары может привести к снижению спроса на товары (не связанные с деятельностью нефтегазового сектора экономики), произведенные на территории автономного округа, что поставит под вопрос перспективы диверсификации экономики автономного округа и повышения ее устойчивости. Это приведет также к некоторому сокращению ненефтегазовых доходов окружного и местных бюджетов.

4.1.6. Повышение конкурентоспособности альтернативных источников энергии, а также развитие альтернативных технологий добычи углеводородного сырья (в том числе, добычи сланцевого газа).

Повышение конкурентоспособности альтернативных источников энергии, а также альтернативных технологий добычи углеводородного сырья (в том числе добычи сланцевого газа) может способствовать как снижению мировых цен на энергоносители, так и их диверсификации. Для Российской Федерации в целом и автономного округа в частности это может означать сокращение объемов экспорта углеводородов, объемов их добычи, а также сокращение числа рабочих мест в соответствующих секторах экономики, что приведет к существенному сокращению поступлений в консолидированный бюджет автономного округа не только налога на прибыль организаций (динамика которого может быть эффективно сглажена за счет применения гибкого механизма регулирования налоговой нагрузки), но также налога на доходы физических лиц и (в меньшей степени) налога на имущество организаций (динамика которых не будет сглажена). Кроме того, вырастут расходные обязательства автономного округа по поддержке населения с низкими доходами (численность которого увеличится). В отличие от перечисленных выше, данный риск носит долгосрочный (постоянный) характер и потенциально может вызвать более существенные проблемы исполнения консолидированного бюджета автономного округа. Вместе с тем, развитие данного сценария носит предсказуемый характер, а его последствия могут быть просчитаны на долгосрочный период, что даст Правительству автономного округа время для принятия необходимых мер.

В случае реализации данного сценария будут скорректированы как приоритеты государственной политики в области социально-экономического развития автономного округа, так и приоритеты бюджетной политики автономного округа. На фоне сокращения числа рабочих мест (на начальном этапе - в нефтегазовом секторе экономики, а затем и в других секторах), а также последующего за ним сокращения численности населения, бюджетная политика автономного округа будет строиться исходя из необходимости долгосрочного сокращения бюджетных расходов (в том числе, социальных обязательств), сокращения социальной инфраструктуры, повышения ее эффективности (в том числе, энергоэффективности), применения практики использования альтернативных форм оказания государственных и муниципальных услуг, диверсификации и повышения конкурентоспособности экономики автономного округа. Многие из этих направлений актуальны и в настоящее время, но в рамках данного сценария они будут иметь для автономного округа первостепенное значение.

4.1.7. Централизация части доходов бюджета автономного округа на федеральном уровне.

Возможная централизация части доходов наиболее обеспеченных субъектов Российской Федерации может произойти по причине сохраняющегося высокого уровня дифференциации бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в условиях дефицита финансовых ресурсов для предоставления межбюджетных трансфертов региональным бюджетам. Формами такой централизации могут стать централизация налога на прибыль организаций либо обязательное перечисление субсидий из бюджетов наиболее обеспеченных субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет. В этом случае, скорее всего, будет установлен переходный период, позволяющий сделать процесс падения доходов консолидированного бюджета автономного округа более плавным, и автономному округа нужно будет приспосабливаться к более низкому стационарному уровню бюджетных доходов. Падение доходов консолидированного бюджета автономного округа будет частично компенсировано отменой налоговых льгот по региональным и местным налогам. Сокращение бюджетных расходов негативно повлияет на совокупный спрос в экономике автономного округа, что в свою очередь потянет вниз мелкий и средний бизнес и потребует разработки и реализации дополнительных мер его поддержки.

4.1.8. Реструктуризация основных налогоплательщиков.

Реструктуризация или перерегистрация основных налогоплательщиков может привести к снижению их обязательств по уплате налога на прибыль организаций в окружной бюджет. Изменение бюджетной политики автономного округа в данном случае отразится в снижении объемов государственных инвестиций.

4.1.9. Рост расходных обязательств (без адекватного дополнительного финансового обеспечения) бюджета автономного округа в результате решений, принятых на федеральном уровне.

Данный риск может проявиться непосредственно и косвенно. Непосредственно данный риск проявляется в ходе изменения или корректировки разграничения полномочий, при которой передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации новых полномочий в качестве собственных не подкрепляется передачей соответствующего финансового обеспечения. В частности, при расчете финансового обеспечения могут быть упущены издержки субъекта Российской Федерации на содержание соответствующего штата специалистов, а также возникающие в связи с этим накладные расходы.