Действующий

Об утверждении долгосрочной бюджетной стратегии Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2030 года

Таблица 3.4-3. Структура источников финансирования дефицита окружного бюджета[10]

(млн. руб.)

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012 (оценка)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Дефицит (-) /профицит (+)

7 231

-376

-3 151

6 617

11 265

8 536

-12 145

-27 283

Внутренние источники финансирования

-7 231

376

3 151

-6 617

-11 265

-8 536

12 145

27 283

Долговые источники

-1 803

8 500

- ценные бумаги

-1 800

размещение

-

погашение

-1 800

- кредиты кредитных организаций

8 500

получение

8 500

погашение

- бюджетные кредиты и ссуды

-3

получение

-

погашение

-3

Иные источники

42

-4 585

2 461

2

-433

5 005

0,2

1 649

- акции и иные формы участия в капитале

6

15

161

256

12

0,2

2

- курсовая разница

35

- кредиты юридическим лицам

46

55

5

1 647

1

2

3

4

5

6

7

8

9

предоставление

возврат

46

55

5

1 647

- кредиты др. бюджетам

0

предоставление

-1 522

погашение

1 522

- иные финансовые активы

-4 600

2 300

-300

-500

5 000

0

0

увеличение

-6 700

-5 100

-22 100

-5 000

-5 000

уменьшение

2 100

7 400

21 800

4 500

10 000

Изменение остатков средств

-7 252

4 980

1 066

-4 814

-10 832

-13 542

12 145

17 133

Бюджет 2011 года был исполнен со значительным дефицитом - 12,1 млрд. рублей, что составляет 10,7% доходов или 12,9% доходов за вычетом безвозмездной помощи из бюджетов других уровней (что приближается к предельному значению 15%, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации). Дефицит бюджета был вызван расширением программы капитальных расходов автономного округа, прежде всего в сфере ЖКХ и транспорта. Капитальный бюджет в 2011 году увеличился с 5,9 до 25,2 млрд. рублей (с 8 до 20% расходов).

За период с 2005 года на счетах окружного бюджета был накоплен значительный объем денежных остатков. В среднем за последние три года они оставались на уровне 30% доходов (или расходов) бюджета, т.е. за счет этих средств можно осуществлять исполнение окружного бюджета в течение четырех месяцев (таблица 3.4-4). Этот фактор оказывает положительное влияние на оценку финансовой устойчивости автономного округа и сыграл свою роль в повышении кредитного рейтинга региона в 2010 - 2011 годах.

Таблица 3.4-4. Динамика остатков средств окружного бюджета[11]

(млн. руб.)

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

Остатки бюджетных средств - на начало года

3 813

11 065

10 684

7 325

12 439

18 771

32 313

- на конец года

11 065

10 684

7 325

12 439

18 771

32 313

20 168

Остатки бюджетных средств - % доходов

25

14

11

15

31

42

20

- % расходов

30

14

10

16

38

46

18

Сальдовое увеличение остатков

7 252

-381

-3 359

5 114

6 332

13 542

-12 145

Справочно:

Нефтегазовые доходы

14 296

8 635

13 215

17 832

8 191

13 760

20 749

1

2

3

4

5

6

7

8

Капитальные расходы *

5 266

4 078

3 158

2 729

3 025

5 113

25 249

Доля капитальных расходов

14,2

10

6

5

6

7

20

* Капитальные расходы определены как расходы по КОСГУ 310, 320, 330 и 530.

Резервный фонд автономного округа был сформирован в 2009 году в целях поддержания финансовой стабильности и снижения рисков, связанных с высокой волатильностью доходов. Порядок его формирования определен в статьях 16.1 -16.2 Закона автономного округа от 03 марта 2008 года N 2-ЗАО "О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе". В них обозначается целевой размер резервного фонда автономного округа, а также условия и приоритетные направления расходования его средств:

- объем резервного фонда автономного округа не может составлять менее 10% утвержденного объема доходов без учета безвозмездных поступлений;

- средства резервного фонда автономного округа используются в случае недостаточности доходов окружного бюджета для исполнения закона об окружном бюджете по расходам. В приоритетном порядке средства резервного фонда автономного округа направляются на исполнение следующих расходных обязательств: публичные нормативные обязательства, оплата труда работников государственных учреждений, предоставление местным бюджетам субсидий, связанных с выплатами по оплате труда работников муниципальных учреждений и начислениями на указанные выплаты, а также предоставление субвенций местным бюджетам.

В настоящее время проводится совершенствование порядка формирования и расходования средств резервного фонда автономного округа, а также уточняется методология определения необходимых объемов фонда и бюджетных правил, по которым будут определяться приоритеты региональной политики и ресурсы для их реализации.

Наличие и соблюдение таких правил позволит создать в ближайшем будущем прозрачный порядок формирования объемов бюджетных обязательств и определить механизмы для осуществления бюджетных маневров.

3.4.2. Государственный и муниципальный долг, вертикальная сбалансированность бюджетной системы автономного округа.

Автономный округ проводит консервативную долговую политику. Это объясняется теми же причинами, что и необходимость бездефицитного балансирования бюджета.

С 2009 года автономный округ является единственным субъектом Российской Федерации, не имеющим прямого государственного долга и просроченной кредиторской задолженности. За период с 2003 по 2008 годы автономный округ являлся эмитентом государственных облигаций, которые были полностью и своевременно погашены. Это сформировало позитивную кредитную историю автономного округа, что подкрепляет сильные инвестиционные позиции автономного округа.

По состоянию на начало 2012 года государственный долг автономного округа представлен одной гарантией, выданной автономным округом в 2011 году (таблицы 3.4-5 и 3.4-6). Кроме того, у предприятий и акционерных обществ, принадлежащих автономному округу, имеются долговые обязательства, которые можно считать неявными обязательствами автономного округа. Однако их объем невелик и не превышает 5% доходов бюджета. Объем муниципального долга муниципальных образований в автономном округе также незначителен по объему - 1,4 млрд. рублей (8% доходов без учета безвозмездных перечислений).