(млн. руб.)
Показатель | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 (оценка) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Дефицит (-) /профицит (+) | 7 231 | -376 | -3 151 | 6 617 | 11 265 | 8 536 | -12 145 | -27 283 |
Внутренние источники финансирования | -7 231 | 376 | 3 151 | -6 617 | -11 265 | -8 536 | 12 145 | 27 283 |
Долговые источники | -1 803 | 8 500 | ||||||
- ценные бумаги | -1 800 | |||||||
размещение | - | |||||||
погашение | -1 800 | |||||||
- кредиты кредитных организаций | 8 500 | |||||||
получение | 8 500 | |||||||
погашение | ||||||||
- бюджетные кредиты и ссуды | -3 | |||||||
получение | - | |||||||
погашение | -3 | |||||||
Иные источники | 42 | -4 585 | 2 461 | 2 | -433 | 5 005 | 0,2 | 1 649 |
- акции и иные формы участия в капитале | 6 | 15 | 161 | 256 | 12 | 0,2 | 2 | |
- курсовая разница | 35 | |||||||
- кредиты юридическим лицам | 46 | 55 | 5 | 1 647 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
предоставление | ||||||||
возврат | 46 | 55 | 5 | 1 647 | ||||
- кредиты др. бюджетам | 0 | |||||||
предоставление | -1 522 | |||||||
погашение | 1 522 | |||||||
- иные финансовые активы | -4 600 | 2 300 | -300 | -500 | 5 000 | 0 | 0 | |
увеличение | -6 700 | -5 100 | -22 100 | -5 000 | -5 000 | |||
уменьшение | 2 100 | 7 400 | 21 800 | 4 500 | 10 000 | |||
Изменение остатков средств | -7 252 | 4 980 | 1 066 | -4 814 | -10 832 | -13 542 | 12 145 | 17 133 |
Бюджет 2011 года был исполнен со значительным дефицитом - 12,1 млрд. рублей, что составляет 10,7% доходов или 12,9% доходов за вычетом безвозмездной помощи из бюджетов других уровней (что приближается к предельному значению 15%, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации). Дефицит бюджета был вызван расширением программы капитальных расходов автономного округа, прежде всего в сфере ЖКХ и транспорта. Капитальный бюджет в 2011 году увеличился с 5,9 до 25,2 млрд. рублей (с 8 до 20% расходов).
За период с 2005 года на счетах окружного бюджета был накоплен значительный объем денежных остатков. В среднем за последние три года они оставались на уровне 30% доходов (или расходов) бюджета, т.е. за счет этих средств можно осуществлять исполнение окружного бюджета в течение четырех месяцев (таблица 3.4-4). Этот фактор оказывает положительное влияние на оценку финансовой устойчивости автономного округа и сыграл свою роль в повышении кредитного рейтинга региона в 2010 - 2011 годах.
Таблица 3.4-4. Динамика остатков средств окружного бюджета[11]
(млн. руб.)
Показатель | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Остатки бюджетных средств - на начало года | 3 813 | 11 065 | 10 684 | 7 325 | 12 439 | 18 771 | 32 313 |
- на конец года | 11 065 | 10 684 | 7 325 | 12 439 | 18 771 | 32 313 | 20 168 |
Остатки бюджетных средств - % доходов | 25 | 14 | 11 | 15 | 31 | 42 | 20 |
- % расходов | 30 | 14 | 10 | 16 | 38 | 46 | 18 |
Сальдовое увеличение остатков | 7 252 | -381 | -3 359 | 5 114 | 6 332 | 13 542 | -12 145 |
Справочно: | |||||||
Нефтегазовые доходы | 14 296 | 8 635 | 13 215 | 17 832 | 8 191 | 13 760 | 20 749 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Капитальные расходы * | 5 266 | 4 078 | 3 158 | 2 729 | 3 025 | 5 113 | 25 249 |
Доля капитальных расходов | 14,2 | 10 | 6 | 5 | 6 | 7 | 20 |
* Капитальные расходы определены как расходы по КОСГУ 310, 320, 330 и 530.
Резервный фонд автономного округа был сформирован в 2009 году в целях поддержания финансовой стабильности и снижения рисков, связанных с высокой волатильностью доходов. Порядок его формирования определен в статьях 16.1 -16.2 Закона автономного округа от 03 марта 2008 года N 2-ЗАО "О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе". В них обозначается целевой размер резервного фонда автономного округа, а также условия и приоритетные направления расходования его средств:
- объем резервного фонда автономного округа не может составлять менее 10% утвержденного объема доходов без учета безвозмездных поступлений;
- средства резервного фонда автономного округа используются в случае недостаточности доходов окружного бюджета для исполнения закона об окружном бюджете по расходам. В приоритетном порядке средства резервного фонда автономного округа направляются на исполнение следующих расходных обязательств: публичные нормативные обязательства, оплата труда работников государственных учреждений, предоставление местным бюджетам субсидий, связанных с выплатами по оплате труда работников муниципальных учреждений и начислениями на указанные выплаты, а также предоставление субвенций местным бюджетам.
В настоящее время проводится совершенствование порядка формирования и расходования средств резервного фонда автономного округа, а также уточняется методология определения необходимых объемов фонда и бюджетных правил, по которым будут определяться приоритеты региональной политики и ресурсы для их реализации.
Наличие и соблюдение таких правил позволит создать в ближайшем будущем прозрачный порядок формирования объемов бюджетных обязательств и определить механизмы для осуществления бюджетных маневров.
3.4.2. Государственный и муниципальный долг, вертикальная сбалансированность бюджетной системы автономного округа.
Автономный округ проводит консервативную долговую политику. Это объясняется теми же причинами, что и необходимость бездефицитного балансирования бюджета.
С 2009 года автономный округ является единственным субъектом Российской Федерации, не имеющим прямого государственного долга и просроченной кредиторской задолженности. За период с 2003 по 2008 годы автономный округ являлся эмитентом государственных облигаций, которые были полностью и своевременно погашены. Это сформировало позитивную кредитную историю автономного округа, что подкрепляет сильные инвестиционные позиции автономного округа.
По состоянию на начало 2012 года государственный долг автономного округа представлен одной гарантией, выданной автономным округом в 2011 году (таблицы 3.4-5 и 3.4-6). Кроме того, у предприятий и акционерных обществ, принадлежащих автономному округу, имеются долговые обязательства, которые можно считать неявными обязательствами автономного округа. Однако их объем невелик и не превышает 5% доходов бюджета. Объем муниципального долга муниципальных образований в автономном округе также незначителен по объему - 1,4 млрд. рублей (8% доходов без учета безвозмездных перечислений).