(млн. руб.)
Показатель | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Консолидированный бюджет автономного округа | ||||||||
Налоговые доходы | 51 520 | 53 552 | 58 321 | 74 565 | 71 867 | 91 617 | 110 202 | 115 429 |
Неналоговые доходы | 5 796 | 5 671 | 9 775 | 8 875 | 7 709 | 7 812 | 8 055 | 7 917 |
Безвозмездные поступления | 1 571 | 5 399 | 2 874 | 5 528 | 9 258 | 7 384 | 18 603 | 17 629 |
Итого | 58 887 | 64 621 | 70 971 | 88 968 | 88 833 | 106 813 | 136 859 | 140 975 |
Окружной бюджет | ||||||||
Налоговые доходы | 39 895 | 38 941 | 40 304 | 60 055 | 57 377 | 75 950 | 92 645 | 99 657 |
Неналоговые доходы | 3 218 | 2 137 | 3 862 | 3 430 | 3 076 | 2 005 | 2 335 | 2 176 |
Безвозмездные поступления | 1 270 | 924 | 1 620 | 3 157 | 5 343 | 4 364 | 18 055 | 18 032 |
Итого | 44 382 | 42 002 | 45 785 | 66 642 | 65 796 | 82 319 | 113 035 | 119 866 |
Местные бюджеты | ||||||||
Налоговые доходы | 11 625 | 14 611 | 18 018 | 14 509 | 14 490 | 15 667 | 17 557 | 15 772 |
Неналоговые доходы | 2 578 | 3 534 | 5 914 | 5 445 | 4 633 | 5 807 | 5 719 | 5 741 |
Безвозмездные поступления [2] | 22 639 | 33 569 | 39 857 | 48 851 | 43 002 | 51 639 | 71 940 | 63 039 |
Итого | 14 504 | 22 619 | 25 185 | 22 325 | 23 038 | 24 494 | 23 824 | 21 110 |
В структуре доходов консолидированного бюджета автономного округа доминирует окружной бюджет, на который приходится 77% от общего объема доходов бюджетов. При этом удельный вес налоговых доходов окружного бюджета в сумме налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа составляет 80%.
В среднем за рассматриваемый период основным источником доходов консолидированного бюджета автономного округа являлись налоговые доходы (83%) при доле неналоговых доходов 9% и безвозмездных поступлений 8%, из которых на межбюджетные трансферты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации пришлось лишь 2%. Учитывая, что в предстоящий период безвозмездных поступлений, не являющихся межбюджетными трансфертами, не ожидается, структура доходов в среднем за период имеет следующий вид: 88,3% налоговые доходы, 9,3% неналоговые доходы, 2,4% безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы (приложение N 2 к настоящей долгосрочной бюджетной стратегии).
Основными налоговыми источниками доходов окружного бюджета являются налог на прибыль организаций (49,9%), имущественные налоги (транспортный и налог на имущество организаций) (31,7%), а также налог на доходы физических лиц (16,2%). На прочие налоги и сборы приходится менее 2,5% налоговых доходов.
В налоговых доходах местных бюджетов доминирует налог на доходы физических лиц (90%), налоги на совокупный доход составляют 6,9%, а налог на имущество физических лиц и земельный налог - 2%.
Наиболее существенный вклад в динамику налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа за рассматриваемый период внесли налог на прибыль организаций (39%), имущественные налоги (31%), а также налог на доходы физических лиц (30%). Вклад акцизов и налогов на совокупный доход был компенсирован соразмерным сокращением поступлений по прочим федеральным налогам.
Налог на прибыль организаций при этом демонстрировал заметную волатильность, хотя его поступления в кризис упали не так сильно, как в среднем по Уральскому федеральному округу или в среднем по всем субъектам Российской Федерации.
Имущественные налоги, поступающие в окружной бюджет, оказались стабильными даже в кризисный период и росли не менее чем на 9% ежегодно, опережая динамику всех основных макроэкономических показателей.
С другой стороны, поступающие в местные бюджеты земельный налог и налог на имущество физических лиц стабилизировались на уровне 200 млн. рублей в год.
Налоги на совокупный доход (т.е. на малый бизнес) в номинальном выражении демонстрируют наивысшую из всех групп налогов степень корреляции с динамикой экономического роста в целом по автономному округу, включая спад 2009 года.
Динамика неналоговых доходов, формирующихся в основном за счет доходов от использования имущества и платных услуг, являлась нестабильной. Совокупный среднегодовой прирост не превысил 6%.
Безвозмездные поступления в окружной бюджет в основном представляли собой целевые межбюджетные трансферты до последних лет, когда ведущую роль в составе этого источника дохода стали играть прочие безвозмездные поступления. Так как в перспективе поступлений такого рода не ожидается, в структуре доходов консолидированного бюджета будут доминировать налоговые доходы.
Бюджетная система автономного округа в кризисных условиях, сопряженных с существенным краткосрочным падением цен на нефть и газ, продемонстрировала устойчивость на уровне не ниже среднего по субъектам Российской Федерации. Снижение налога на прибыль организаций, наиболее уязвимого к колебаниям экономической конъюнктуры, было компенсировано относительной стабильностью прочих доходных источников. В случае более продолжительных кризисных явлений, очевидно, пострадали бы и они, однако опыт 2008 - 2009 годов показывает, что снижение доходов в подобных ситуациях носит эшелонированный характер и дает региону определенный резерв, хотя и не слишком продолжительный по времени, на адаптацию к новым условиям.
3.1.2. Отраслевая структура доходов консолидированного, окружного и местных бюджетов.
С точки зрения отраслевой структуры доходов в налоговых поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации доминирует нефтегазовый сектор: на него пришлось 79% всех поступлений за рассматриваемый период (при том, что в структуре ВРП доля добычи полезных ископаемых не превысила 50%), а в составе поступлений налога на прибыль организаций доля сектора составила 50%. Из прочих видов деятельности в налоговых поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации выделяются операции с недвижимым имуществом (6%), строительство (4%), оптовая и розничная торговля (3%). Вместе с добычей топливно-энергетических полезных ископаемых эти отрасли охватывают 90% поступлений в бюджетную систему.
В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа доминирование добычи топливно-энергетических полезных ископаемых довольно ощутимо, но уже не столь велико (49% общего объема налоговых доходов). Доли операций с недвижимым имуществом, строительства и торговли, составляют соответственно 16%, 9% и 4%.
В 2011 году на нефтегазовый сектор пришлось 47% общего объема налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа, 44% поступлений налога на прибыль организаций и 27% налога на доходы физических лиц.
В аналитических целях в составе доходов консолидированного бюджета автономного округа целесообразно выделить категорию нефтегазовых доходов (таблица 3.1-2). Если применительно к федеральному бюджету к ней относятся доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти и нефтепродуктов, не поступающие в бюджеты субъектов Российской Федерации, то в части доходов окружного бюджета к этой категории условно можно отнести доходы от налога на прибыль организаций в части, генерируемой по виду деятельности "добыча топливно-энергетических полезных ископаемых", как наиболее чувствительной к изменениям внешнеэкономических условий. Топливно-энергетический сектор является источником и для целого ряда других налоговых доходов (прежде всего НДФЛ), но его доля в них существенно ниже.