Действующий

Об утверждении долгосрочной бюджетной стратегии Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2030 года

Таблица 3.2-3. Исполнение окружного бюджета по расходам (с перераспределением расходов в связи с изменением структуры разделов и подразделов)


Раздел бюджетной классификации расходов

Отклонение фактически исполненных расходов от первоначально утвержденных
  законом о бюджете, %

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012 (оценка)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Общегосударственные вопросы

-21

+8

+1

-3

-45

-5

+3

-19

Национальная оборона

-2

-св.200

+6

+14

0

-2

0

0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

+21

-3

+3

+15

+9

-7

-4

+4

Национальная экономика

+23

+2

+6

+47

+75

+88

+42

+38

Жилищно-коммунальное хозяйство

+264

+256

+286

+91

+20

+25

+71

+41

Охрана окружающей среды

+33

-16

-5

+1

-4

+31

-20

-20

Образование

-3

-2

-7

-15

-12

-16

+18

+11

Культура, кинематография

-4

+55

-21

+4

-6

+35

+110

+52

Здравоохранение

+1

+7

+2

+6

-15

-4

+10

+12

Социальная политика

+18

+24

+3

-4

+17

+66

+32

+5

Физическая культура и спорт

-11

-13

-18

-14

-25

-8

+89

+10

Средства массовой информации

+2

-3

+2

-11

-2

-14

+10

+2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Обслуживание государственного и муниципального долга

-62

-60

-67

-92

-100

расходы не предусмот-рены

расходы не предусмот-рены

+100

Межбюджетные трансферты общего характера

+94

+15

+3

+2

+7

+28

+29

+2

Всего

+48

+23

+11

+4

+7

+25

+37

+20

Внутренняя структура расходов бюджета достаточно стабильна, что подтверждается сохранением доли расходов по конкретным разделам в ВРП, при этом традиционно наибольшую долю расходов составляют расходы на социальную сферу (с учетом межбюджетных трансфертов). Относительно резкий рост и последующее падение характерны для общегосударственных расходов.

Исполнение окружного бюджета по расходам в сравнении с первоначальным планом свидетельствует о необходимости совершенствования системы бюджетного планирования расходов. Отклонение по общему объему расходов в рассматриваемый период, за исключением 2008 года и 2009 года, превышает 10% (таблица 3.2-3). По отдельным расходам изменения могут составлять до 110%. За исключением бюджета 2009 года, проектировки расходов основывались на консервативных прогнозах, что означает фактически ежегодную необходимость дораспределения ассигнований в рамках уже принятого бюджета. Вследствие этого необходимо внедрение механизмов, позволяющих оперативно производить такое распределение.

3.2.2. Приоритетные направления в области бюджетных расходов.

За период 2005 - 2012 годов в автономном округе была сформирована система стратегического управления, представленная целым рядом стратегических документов. Определенные в данных документах цели и задачи социально-экономического развития автономного округа оказывают непосредственное влияние на структуру и динамику расходов автономного округа в будущем.

Основные приоритеты социально-экономической политики автономного округа установлены в Стратегии социально-экономического развития автономного округа и включают следующие задачи:

- модернизация инфраструктуры и отраслей социальной сферы;

- развитие экономического потенциала;

- сохранение и развитие человеческого потенциала и традиций;

- охрана окружающей среды и оздоровление экологии;

- становление автономного округа международным форпостом развития Арктики.

Реализация указанных задач потребует значительного увеличения бюджетных расходов, особенно в части капитальных расходов - как на строительство новых объектов, так и на модернизацию уже существующих (ЖКХ, социальные учреждения автономного округа, объекты дорожного строительства и транспортной инфраструктуры и т.д.). Особое влияние оказывает увеличение потребности в государственных социальных услугах в связи с ожидаемым ростом населения, тенденцией старения населения, увеличением потребности в детских садах и т.д.

Масштабность заявленных в Стратегии социально-экономического развития автономного округа задач даже при планируемом росте ВРП и сохранении прежней доли участия публичного сектора в экономике автономного округа предполагает необходимость сокращения необязательных расходов бюджета, а также оптимизации расходов в иных сферах.

Механизм реализации Стратегии социально-экономического развития автономного округа включает несколько задач для бюджетной системы автономного округа. С одной стороны, непосредственной задачей является совершенствование структуры расходов бюджета с учетом увеличения бюджета развития, повышение эффективности расходования бюджетных средств и ликвидация неэффективных затрат. С другой стороны, косвенной задачей является совершенствование инструментария по реализации Стратегии социально-экономического развития автономного округа: целевые программы, государственно-частное партнерство и т.д.

3.2.3. Отдельные аспекты бюджетной политики автономного округа в отношении расходов.

В автономном округе продолжительное время реализуются меры по повышению эффективности управления общественными финансами. В частности, в 2010 - 2012 годах в автономном округе была реализована Программа Правительства автономного округа по повышению эффективности бюджетных расходов автономного округа на период до 2012 года, утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 27 декабря 2010 года N 548-П "О Программе Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа по повышению эффективности бюджетных расходов Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2012 года" (далее - Программа). В ходе реализации Программы были приняты меры по совершенствованию управления имуществом автономного округа, сокращению расходов на аппарат управления, приведению размеров регулируемых тарифов в соответствие с экономически обоснованным уровнем, совершенствованию правового положения государственных учреждений, заложены основы для перехода к программному бюджету, усовершенствованы механизмы финансового контроля, государственных закупок, обеспечена информационная составляющая управления общественными финансами.

Работу по повышению эффективности управления общественными финансами необходимо будет продолжить и в будущем. Основными элементами бюджетной системы, требующими повышенного внимания, являются:

- бюджетная политика в социальной сфере;

- инвестиционная политика автономного округа;

- программная часть расходов бюджета.

Бюджетная политика в социальной сфере в основном включает два направления: предоставление социальных выплат и пособий и оказание государственных социальных услуг. В рамках первого направления в автономном округе проведена определенная работа по систематизации регионального законодательства, регулирующего предоставление социальных выплат и пособий. Законы автономного округа от 03 ноября 2006 года N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" и от 27 октября 2006 года N 55-ЗАО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе" устанавливают основные меры социальной поддержки и виды социальной помощи, а также перечень лиц, имеющих право на их получение. Публичные нормативные и иные обязательства социального характера исполняются в автономном округе в полном объеме с ежегодной плановой индексацией. В то же время система мер социальной поддержки отличается нарушением принципа адресности (критерия нуждаемости) в ряде случаев. Работа по упорядочению системы мер социальной поддержки не может быть проведена в силу ряда объективных причин, в том числе, наличия положений федерального законодательства, прямо или косвенно запрещающих отмену действующих мер, поскольку это может привести к ухудшению положения соответствующих категорий граждан.

В рамках второго направления автономным округом выполнены требования по оптимизации сети государственных учреждений в соответствии с положениями Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Была создана необходимая региональная правовая база, регулирующая положение учреждений, сформированы государственные задания, разработаны нормативы финансовых затрат. Тем не менее, на сегодняшний день в данной области сохраняются следующие проблемы:

- необходимость управления сетью поставщиков услуг (включая негосударственных) с позиции качества и доступности государственных услуг, а не с позиции сохранения существующей сети учреждений;

- необходимость проработки трудовых отношений в социальной сфере публичного сектора, включая оптимизацию трудовых ресурсов и повышение уровня средней заработной платы в бюджетной сфере. Так, по итогам 2011 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сфере экономики региона, составила 62,1 тыс. рублей. В бюджетной сфере аналогичный показатель принимает следующие значения: в здравоохранении - 40,8 тыс. рублей, в образовании – 38,3 тыс. рублей, социальной защите населения – 40,0 тыс. рублей, в сфере физической культуры и спорта – 32,9 тыс. рублей, в сфере культуры – 39,8 тыс. рублей;

- необходимость совершенствования методов расчета финансового обеспечения государственного задания, учитывающих характер конкретных государственных услуг и работ, а также территориальные и иные особенности предоставления государственных услуг, выполнения работ;

- необходимость совершенствования системы контроля поставщиков государственных услуг. В настоящее время системы контроля результатов деятельности государственных учреждений и контроля хозяйственной деятельности оторваны друг от друга. В рамках перехода к управлению по результатам крайне важно, чтобы контроль обеспечивал системы планирования и управления государственными услугами необходимой информацией, был связующим звеном между планированием (стратегическим и бюджетным) и текущим управлением.