Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) и Российской Федерации в целом. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Одним из главных направлений Комплексной программы по улучшению демографической ситуации в автономном округе на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 27 июня 2011 года N 422-П, обозначено снижение смертности и травматизма населения в трудоспособном возрасте от внешних причин смерти, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.
Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, сокращения темпов роста количества ДТП, снижения тяжести их последствий, числа пострадавших и погибших в них обозначены и в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. При этом задачи Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года предлагают стратегические ориентиры в решение проблем безопасности всей транспортной системы России, в то время как Программа будет направлена на решение на тактическом уровне одной из подзадач Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года - повышение безопасности дорожного движения.
В сфере обеспечения безопасности дорожного движения приоритеты автономного округа полностью соответствуют стратегическим принципам национальной безопасности государства до 2020 года. Это обеспечение личной безопасности, решение демографических, социальных и экономических проблем, повышение качества жизни.
Ситуация с аварийностью в автономном округе с 2007 года по отношению к 2010 году характеризуется следующими параметрами:
число ДТП и количество погибших в результате ДТП в среднем снизились на 5%.
Однако данные за 2011 год отражают рост аварийности в автономном округе:
число ДТП увеличилось на 11,6% и составило 685 ДТП;
число погибших увеличилось на 18,3% и составило 84 погибших в результате ДТП;
число раненых также увеличилось на 10,4% и составило 912 человек;
отмечается рост количества происшествий на пешеходных переходах с участием пешеходов на 3%, зарегистрировано 69 ДТП, в которых 1 человек погиб и 71 получили ранения;
в результате недостатков транспортно-эксплуатационного состояния на дорогах регионального или межмуниципального значения автономного округа произошло 48 ДТП, в которых погибло 13 человек, получили ранения 72 человека.
Вызывает озабоченность рост тяжести детского дорожно-транспортного травматизма. При стабильном числе происшествий в автономном округе с участием детей (70) и снижением количества раненых на 6,8% зарегистрирован рост числа погибших несовершеннолетних детей на 7%.
Переход детьми проезжей части в неустановленном месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств - самые распространенные причины наездов на них – 23,2% от всех ДТП по причинам нарушения детьми Правил дорожного движения.
Около 62% ДТП в автономном округе происходит на территории городов и населенных пунктов, в них погибают более 27% и получают ранения более 59% от общего числа пострадавших.
Большая часть (92%) погибших в ДТП в 2011 году составили лица в возрасте от 17 лет и выше, из которых половина - люди наиболее трудоспособного возраста (26 – 40 лет).
Аварийность на территории автономного округа по-прежнему обусловлена значительным количеством происшествий, произошедших по вине водителей - 92% от всего количества ДТП.
В общей структуре аварийности наибольшее количество ДТП происходит по причине нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств - 67% от всего количества ДТП, в которых погибают и получают ранения подавляющее большинство пострадавших.
Анализ особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести: аварии с тяжелыми последствиями встречаются, как правило, на загородных дорогах, в них погибают более 72% и получают ранения более 40%. Большая удаленность от медицинских учреждений, значительный промежуток времени с момента получения информации о необходимости медицинской помощи пострадавшим в ДТП до непосредственного оказания квалифицированной медицинской помощи увеличивают факты летальных исходов пострадавших от переохлаждения, болевого шока, кровопотери.
На территории автономного округа в 92% случаев первыми на место ДТП прибывают подразделения дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения и скорой медицинской помощи, которые не могут провести деблокирование пострадавших в виду отсутствия гидравлического аварийно-спасательного инструмента (далее - ГАСИ) и навыков работы с ним, а также отсутствия аттестации данных подразделений и их работников (сотрудников) на право проведения аварийно-спасательных работ.
За 9 месяцев 2011 года подразделения противопожарной службы автономного округа привлекались на ликвидацию последствий ДТП 27 раз (в 2010 году - 10 раз), поисково-спасательные отряды автономного округа были задействованы на 42 ДТП, пожарными спасено 29 человек (в 2010 году – 15 человек), спасателями оказана помощь 60 людям.
Среднее время прибытия подразделений противопожарной службы (далее - показатель) автономного округа составило 14,6 минут (2010 год – 16,4 минут), в то время как показатель по России составляет 9,8 минут, а показатель в Уральском Федеральном округе – 9,4 минуты. Данные показатели автономного округа обусловлены тем, что на вооружении противопожарной службы автономного округа находятся пожарные автоцистерны тяжелого типа массой 19 тонн, средняя скорость данного типа автомобиля составляет 40 км/час, что не позволяет в минимально короткие сроки прибыть на место ДТП и приступить к ликвидации его последствий.
В настоящее время на вооружении подразделений противопожарной службы автономного округа имеется 31 комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента, при необходимом количестве - 64 комплекта. В большинстве случаев имеющийся на вооружении гидравлический аварийно-спасательный инструмент устарел и не отвечает современным требованиям, предъявляемым к данному виду инструмента для выполнения работ по предназначению.
Для эффективного решения проблем с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечения снижения ее показателей в автономном округе необходимы продолжение системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и их обеспечение финансовыми ресурсами.
Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом подтверждена практикой реализации действующей окружной долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Ямало-Ненецком автономном округе в 2007 - 2012 годах", утвержденной постановлением Администрации автономного округа от 11 ноября 2009 года N 612-А (далее – действующая программа). В результате реализации программных мероприятий с 2007 по 2010 год наблюдается тенденция к сокращению аварийности на дорогах и улицах автономного округа, значение важнейшего целевого индикатора действующей программы (количество лиц, погибших в результате ДТП в 2010 году по сравнению с 2007 годом сократилось на 15%).
Реализация действующей программы позволила заложить основы программно-целевого подхода к решению проблем аварийности на дорогах автономного округа:
установлены для периода до 2012 года цель, задачи, измеримые целевые ориентиры - количество лиц, погибших в ДТП;
разработана система программных мероприятий, четко ориентированных на достижение целей;