Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры в целом и ее отдельных отраслей, в том числе театральной.
Специфика заселения и освоения северных территорий на протяжении всего периода новейшей истории России отразилась на развитии автономного округа. Его территория расположена в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.
За последние 80 лет автономный округ входил в состав четырех административно-территориальных образований. 10 декабря 1930 года автономный округ образован (первоначально как национальный) в составе Уральской области. Позднее входил в Обско-Иртышскую и Омскую области, а с 14 августа 1944 года автономный округ включен в Тюменскую область. С 1977 года имеет статус автономного, с 1992 года, после подписания Федеративного договора, автономный округ стал полноправным субъектом Российской Федерации.
Неустойчивое развитие в составе различных административно-территориальных единиц и позднее промышленное освоение территории в сравнении с другими регионами Уральского федерального округа не способствовали бурному развитию социокультурной сферы в автономном округе.
Предпосылки развития театрального дела в регионе возникли в 40-е годы XX века в период репрессий и военного времени. Так, решением местного Исполкома при Доме Ненца 17 июля 1942 года был организован драматический коллектив в составе приглашенных (репрессированных) профессиональных артистов и любительского актива г. Салехарда (служащих и молодежи). В 1945 году решением местных органов власти драматический коллектив был реорганизован в Салехардский драматический театр, обязанности директора которого были возложены на Николая Николаевича Бронникова. Спустя два года в составе театра работало 20 актеров. В 1948 году театр был расформирован и объединен с Окружным Домом Ненца.
В 50 - 80-е годы XX века основное внимание уделялось сохранению традиционных культур, в том числе путем формирования профессиональных коллективов национальной песни и танца, созданию коллективов художественного самодеятельного творчества. В свою очередь развитие театрального дела происходило лишь в рамках развития культуры юга Тюменской области.
Данные исторические процессы, происходящие в автономном округе, не способствовали формированию основных традиций развития театрального дела. В XX веке театральное искусство имело кратковременный и фрагментарный характер, что затрудняло формирование основ его развития. И как результат в настоящее время в автономном округе не существует сети региональных и муниципальных театральных учреждений, а театральное дело находится на начальном этапе своего развития.
Заметные преобразования в области театрального искусства стали происходить с передачей автономному округу ряда полномочий и обретением самостоятельности в качестве полноправного субъекта Российской Федерации.
Так, с конца XX - начала XXI веков в автономном округе активно развивается любительское театральное искусство (народные, студенческие, школьные театры, в том числе работающие под руководством профессиональных режиссеров и актеров). Стали прорабатываться и внедряться различные формы поддержки театральной деятельности: проведение театральных фестивалей, выделение грантов и субсидий на проведение гастролей.
В предстоящем 10-летии театральное дело в автономном округе должно получить крепкую основу для дальнейшего своего развития, чтобы обеспечить не только сохранение достижений отечественной сцены, но и дать новые импульсы развитию театра и как виду искусства, и как социальному институту, отвечающему духовным запросам граждан.
Целью Концепции является обеспечение динамичного развития театрального дела в автономном округе как в традиционных для России формах, так и с использованием инновационных подходов и мирового опыта в этой сфере.
В соответствии с этой целью в Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела в автономном округе:
- создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения;
- расширение доступности театрального искусства для различных групп населения (в том числе жителей села и малых городов), увеличение зрительской аудитории, в том числе и за счет привлечения на гастроли театров из других регионов, тем самым обеспечивая единство российского театрального пространства.