Посещаемость гастрольных показов сторонних театров, организуемых Культурно-деловым центром
Годы | 2009 | 2010 | 2011 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Всего спектаклей, из них | 8 | 11 | 15 |
для взрослых | 3 | 4 | 9 |
для детей | 5 | 7 | 6 |
Всего посетителей, из них | 4096 | 4129 | 5025 |
взрослых | 1557 | 2501 | 3228 |
детей | 2539 | 1628 | 1797 |
В целом за трехлетний период с начала работы учреждения отмечается рост театральных предложений почти в два раза. Средний объем спектаклей для детской аудитории составляет 47%. Количество зрителей спектаклей профессиональных театров возросло на 18%, тем не менее, наблюдается спад посещаемости детей (на 29%) при частоте предложений, превышающих первоначальные показатели.
Несмотря на позитивную динамику гастрольных показов, доступ населения к театральному искусству в автономном округе по-прежнему затруднен. Это связано с тем, что учреждения, осуществляющие показ гастрольных спектаклей в окружной столице и крупных городах, находятся в отношении иных населенных пунктов на расстоянии до нескольких сот километров в условиях отсутствия прямого автомобильного сообщения. Значительное удаление окружного центра от большинства населенных пунктов автономного округа, отсутствие оборудованных площадок для выступления, высокие тарифы на транспортные и гостиничные услуги сдерживают рост, а соответственно и ассортимент гастрольных спектаклей.
Посещаемость театра также тесно связана с увеличением количества и улучшением качества театральных предложений, развитием зрительской культуры и повышением общественного интереса к сценическому искусству. Активная роль зрителя в развитии театра определяет необходимость новых форм популяризации театрального искусства. Изучение отечественного и зарубежного опыта, поиск и поддержка наиболее эффективных инновационных технологий формирования зрительской аудитории должны занять весомое место в деятельности государственных и муниципальных органов управления культурой.
Особым направлением современного театрального процесса является развитие театра для детей. С учетом отсутствия в регионе театра юного зрителя (как и в половине субъектов Российской Федерации) особенно важно создавать и показывать спектакли для детей и подростков в действующих театральных коллективах, расширять перечень предложений для детской и юношеской аудиторий в рамках гастрольной деятельности, проводить политику государственного протекционизма приобщения детей к театру. Активно привлекать к планированию театральных мероприятий, разработке совместных проектов специалистов системы образования. Для детей и подростков театральное искусство - это мощнейший инструмент социализации личности, становления художественного вкуса, механизм воспитания эстетически развитой, творческой личности.
В условиях рыночной экономики культурные акции, ориентированные на детей и юношество, наименее адаптированы к современным условиям. В этой связи отсутствие стройной системы государственного протекционизма в приобщении детей к театру может привести к резкому снижению интереса к театру взрослого населения.
Будущее российского театрального дела требует радикального расширения круга детей, приобщенных к театру. Сегодня эту задачу в регионе систематически решают 37 любительских театральных коллективов для детей и государственные, муниципальные учреждения культуры автономного округа за счет организации гастролей театров иных регионов (через постановки музыкальных и музыкально-драматических спектаклей, в т.ч. сказок).
В целях увеличения театрального предложения для детей и подростков необходимо предусматривать соответствующие мероприятия в окружных (муниципальных) программах развития. В них необходимо предусмотреть экономическое стимулирование учредителями окружных, муниципальных театральных коллективов постановки и проката спектаклей для детей в рамках финансирования государственных (муниципальных) заданий и в иных формах по следующим направлениям:
- постановка театральными коллективами спектаклей детского и подросткового репертуара;
- повышение квалификации работников театральных коллективов;
- поддержка гастролей театров с детским и подростковым репертуаром.