Исходя из объективности опережающего роста расходов некоммерческих театров по сравнению с их собственными доходами, существование репертуарного театра в России всегда находится в зависимости от государственного финансирования.
Государственная поддержка репертуарного театра должна являться одним из приоритетов региональной культурной политики.
На сегодняшний день в автономном округе существуют различные формы поддержки исполнительского искусства.
Особую помощь в вопросе развития профессионального искусства в автономном округе оказывает программно-целевое планирование, в большей степени это государственная программа автономного округа "Основные направления развития культуры на 2014 - 2024 годы", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1122-П.
(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 10.02.2015 N 110-П, от 10.10.2018 N 1039-П, от 04.03.2020 N 228-П)
В сравнении с предыдущим периодом реализации финансирование профессионального искусства в текущей программе выделено отдельным разделом. Данный раздел предусматривает создание системы государственной поддержки профессионального искусства, а именно: создание молодежного театра на базе Культурно-делового центра, поддержка культурно-просветительских проектов.
Региональная программа содержит меры финансовой поддержки гастрольной деятельности посредством включения муниципальных образований в автономном округе в общероссийский проект "Гастрольная карта России". Для совершенствования системы поддержки театрально-гастрольной деятельности необходимо также включать гастроли разных видов в государственные (муниципальные) задания, обеспечивая их выполнение необходимым финансированием.
В целях государственной поддержки любительского искусства в автономном округе проводится окружной фестиваль любительских театральных коллективов "Ямальская рампа". Победитель фестиваля получает грант на организацию гастрольного тура по территории автономного округа. Впервые данная форма поддержки была осуществлена в 2011 году из средств окружной долгосрочной целевой программы "Культура Ямала".
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" типы многих учреждений культуры автономного округа, занимающихся театральной деятельностью, определены как бюджетные и автономные учреждения (в частности Культурно-деловой центр и Окружной Центр национальных культур перешли на новые условия с 23 марта 2011 года). Данные учреждения получают финансовое обеспечение из бюджета соответствующего уровня в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, а также субсидии на иные цели (целевые субсидии).
С введением указанных изменений в законодательство Российской Федерации учредители бюджетных и автономных учреждений - государственные органы исполнительной власти автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе не несут субсидиарную ответственность в отношении данных учреждений, которую они ранее несли по обязательствам бюджетного учреждения. Но это не освобождает органы власти и местного самоуправления от экономической ответственности за создание необходимых условий для выполнения государственным или муниципальным учреждением предназначенной ему миссии, независимо от того, к какому типу учреждения (автономное, бюджетное или казенное) оно отнесено.
Важно, чтобы такая модель финансового обеспечения учреждений не сводилась к разработке общих показателей, отражающих итоговые результаты деятельности организаций. Театр принадлежит к тем секторам общественной жизни, где определить реальные результаты работы, не подменяя их утилитарными и сиюминутными выгодами, более чем сложно.
Одной из важнейших результативных характеристик театральной деятельности является репертуар театра в совокупности. Именно через совокупный репертуар реализуется роль театра в гуманизации общества и сохранении национальной самобытности российской культуры. Культурный потенциал театра оценивается через его репертуар и творческие возможности труппы, всего творческого состава. Поэтому подготовку новых постановок или предпринимаемые театром меры, направленные на повышение творческого уровня актерского состава, нельзя однозначно связывать лишь с количественно-качественными характеристиками предоставляемых культурных услуг.
Принципы государственного финансирования должны учитывать особенность творческого процесса, в котором в равной степени важны как художественный поиск, нахождение новых путей и форм развития искусства, так и приобщение к искусству непосредственных потребителей. В повседневной деятельности театров эти аспекты существуют в неразрывном единстве, они равно значимы для государства и должны быть им поддержаны.
Указанные обстоятельства необходимо учитывать при формировании государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным учреждениям, на базе которых идет формирование профессионального театра или функционирование действующих любительских коллективов, которое должно содержать 2 части - подготовка новых постановок (работа по созданию спектаклей) и предложение театральной услуги населению (услуга по показу спектаклей). Последнее предусматривает, в свою очередь, формирование и развитие спроса населения на театральное искусство. Подобный подход наиболее полно отражает право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, что закреплено в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 44).