В настоящее время межрегиональное сотрудничество в Российской Федерации имеет достаточно высокий уровень развития. Все регионы Российской Федерации вовлечены в деятельность межрегиональных ассоциаций и объединений, между ними установлены экономические, культурные и другие связи на основе заключения двусторонних и многосторонних соглашений. При этом регионы отмечают положительный экономический и социальный эффект от реализации этих соглашений: формирование единого экономического пространства, активизацию торговых операций и устойчивый рост объемов межрегионального товарооборота, выравнивание цен и развитие здоровой конкуренции, освоение новых рыночных механизмов, стабилизацию рынка труда и т.д.
В условиях экономического кризиса межрегиональное сотрудничество стало эффективным инструментом преодоления его негативных последствий, связанным с развитием внутреннего рынка товаров и увеличения внутреннего спроса на продукцию, устранением территориальных барьеров для перемещения производственных, инвестиционных и трудовых ресурсов между регионами.
Современные российские реалии требуют поиска новых подходов при решении задачи территориального развития регионов, подразумевающих повышение их конкурентоспособности, а также снижение межрегиональной дифференциации. Достижению этой цели во многом способствует взаимодействие регионов Российской Федерации по вопросам социально-экономического, научно-технического и культурного развития, позволяющее постепенно перейти от вертикального социально-экономического выравнивания к горизонтальному, опираясь на собственный потенциал регионов.
В эпоху глобализации экономики отдельные регионы, так же как и страны, становятся полноценными субъектами не только международных, но и межрегиональных отношений.
Межрегиональные связи в силу своих возможностей и особенностей в процессе осуществления и развития торгово-экономических и гуманитарных связей способны решать следующие задачи:
- повышение уровня и качества жизни населения региона;
- формирование благоприятной среды для устойчивого экономического роста в регионе;
- стимулирование процессов взаимовыгодной торговли, развития и укрепления хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между сотрудничающими регионами;
- преодоление существующих в регионе специфических проблем, оздоровление социально-экономической ситуации в регионе;
- повышение степени доверия, взаимопонимания и добрососедства среди населения сотрудничающих регионов, укрепление и диверсификация направлений и форм сотрудничества.
На степень вовлеченности регионов в межрегиональные дела и характер их деятельности оказывают влияние три группы факторов.
Географические и геополитические - экономико-географическое положение региона (центральное, полупериферийное или периферийное положение). Связям способствует близость к транспортным узлам, крупным морским портам.
Социально-экономические - общий уровень развития региона, природно-ресурсный потенциал (в последнее время возрастающую роль играет близость регионов к источникам углеводородного сырья), состояние важнейших отраслей производства, доля экспортоориентированных производств, финансовое положение региона, инвестиционная активность в регионе, уровень и диверсификация доходов населения, занятость населения и состояние рынка труда, экологическая ситуация в регионе и др.).
Политико-правовые - развитость региональной политической и экономической элиты, ее устойчивость и влиятельность в регионе, политические предпочтения населения, наличие политических рисков в регионе, состояние регионального законодательства и др.
Необходимо отметить, что наиболее распространенной формой межрегионального сотрудничества на сегодня остаются межрегиональные соглашения между регионами Российской Федерации. Вместе с тем обобщение существующего опыта межрегионального сотрудничества позволяет выявить наиболее перспективные направления такого взаимодействия:
- правовое обеспечение межрегионального сотрудничества (принятие нормативных правовых актов, утверждение стратегий и аналитических программ развития, заключение соглашений (меморандумов, протоколов, планов мероприятий) по отдельным направлениям сотрудничества;
- создание координирующих органов (комиссий, отделов, комитетов и советов по развитию и координации сотрудничества, операторов межрегиональных связей, дирекций и т.д.);
- развитие инфраструктуры межрегионального сотрудничества (строительство межрегиональных выставочно-конгрессных комплексов, культурных центров и т.д.);
- информационное обеспечение межрегионального сотрудничества (создание межрегиональных информационно-аналитических систем, маркетинговых центров и т.д.);
- продвижение продукции и услуг на рынки других регионов (осуществление выставочно-ярмарочной деятельности, проведение презентационных мероприятий, распространение рекламно-информационной продукции, продвижение региональных брендов и торговых марок товаропроизводителей и т.д.);
- осуществление совместных проектов (организация предприятий на основе различных форм кооперации, межрегиональных зон опережающего развития, производственно-территориальных кластеров), создание межрегиональных институтов развития инвестиционной направленности (инвестиционных, страховых, венчурных фондов, бизнес-альянсов, совместных инжиниринговых центров, межрегиональных банков развития, клиринговых и расчетных центров), научных центров при вузах по разработке ноу-хау и т.д.;
- научно-методическое обеспечение межрегионального сотрудничества (проведение научных исследований, разработка методических материалов по развитию межрегиональных связей и т.д.);
- налаживание деловых и культурных контактов и связей с другими регионами (участие в межрегиональных форумах, выставках, фестивалях, конкурсах, проведение визитов делегаций с торгово-экономическими и культурными миссиями и т.д.).
Внимание к межрегиональному сотрудничеству как одному из ключевых направлений региональной политики, а также эффективному механизму развития интегративных связей между регионами Российской Федерации уделяется в разрабатываемых в настоящее время стратегиях развития регионов России.
В целом необходимо отметить, что межрегиональное сотрудничество обладает широкими возможностями для обеспечения поступательного и сбалансированного социально-экономического развития регионов на основе налаживания между ними долгосрочных, паритетных и взаимовыгодных отношений. При этом ключевым направлением в развитии межрегионального взаимодействия может стать изучение имеющегося опыта и основных форм межрегионального сотрудничества, реализуемых в настоящее время как в отечественной, так и зарубежной практике.
Все сказанное означает, что сложившийся уровень развития межрегиональной, в том числе презентационно-выставочной деятельности, в автономном округе должен быть адекватен современным глобальным вызовам.
В условиях становления новой парадигмы развития регионов, предполагающей органичное включение их в глобальные социально-экономические процессы, является чрезвычайно актуальной реализация программы межрегиональной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 - 2015 годы.
В настоящее время Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ) обладает всеми необходимыми ресурсами для реализации сетевой модели развития, становясь реально центром освоения Арктических территорий Российской Федерации.
Прежде всего, это ресурсы газоконденсатного сырья, которые являются основной для становления Ямала базой освоения ресурсов Восточной Сибири. Ямал является центром газовой промышленности мира. С учетом того, что газ становится топливом XXI века и рост потребностей в газе опережает все иные энергоносители, в том числе замещает нефть, Ямал становится серьезной политической фигурой, в частности, в борьбе России со странами ОПЕК. Мир ждет от России газовой экспансии, у России есть ресурсы для этого.