ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2012 года N 1057-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2013 - 2015 ГОДЫ"

(в редакции постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.06.2013 N 434-П, от 20.03.2014 N 213-П, от 16.05.2014 N 377-П, от 31.07.2014 N 573-П, от 14.11.2014 N 911-П, от 29.12.2014 N 1111-П, от 29.01.2015 N 96-П, от 12.11.2015 N 1088-П, от 15.03.2016 N 203-П)

В целях реализации государственной политики в сфере межрегиональной деятельности Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие межрегиональной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 - 2015 годы".

(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2014 N 213-П)

2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2013 года.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа Мажарова А.В.

Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН






Утверждена
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 18 декабря 2012 года N 1057-П

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2013 - 2015 ГОДЫ"

(в редакции постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.06.2013 N 434-П, от 20.03.2014 N 213-П, от 16.05.2014 N 377-П, от 31.07.2014 N 573-П, от 14.11.2014 N 911-П, от 29.12.2014 N 1111-П, от 29.01.2015 N 96-П, от 12.11.2015 N 1088-П, от 15.03.2016 N 203-П)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

(в редакции постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2014 N 213-П)

Наименование Программы

ведомственная целевая программа "Развитие межрегиональной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 - 2015 годы"

Ответственный за реализацию Программы

департамент международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа

Цели и задачи Программы

цель Программы:
- реализация государственной политики в сфере межрегиональной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа.
Задачи Программы:
задача 1.1. Интенсификация межрегиональных связей и диверсификация направлений регионального сотрудничества Ямало-Ненецкого автономного округа. Создание эффективной системы мер по развитию и координации межрегионального сотрудничества Ямало-Ненецкого автономного округа с регионами Российской Федерации;
задача 1.2. Содействие формированию положительного инвестиционного имиджа региона посредством развития межрегиональной презентационно-выставочной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа;
задача 1.3. Укрепление и развитие военно-шефских связей Ямало-Ненецкого автономного округа с Российскими воинскими частями и иными организациями, расположенными на территории субъектов Российской Федерации;
задача 1.4. Содействие расширению существующих и налаживание новых взаимовыгодных и паритетных межрегиональных связей Ямало-Ненецкого автономного округа с регионами Российской Федерации

Наименование соответствующей государственной программы

государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие международной, внешнеэкономической и межрегиональной деятельности на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1133-П

Сроки реализации Программы

2013 - 2015 годы

Основные мероприятия Программы, показатели выполнения задач Программы

основные мероприятия Программы:
Мероприятие 1.1.1. Выполнение мероприятий по интенсификации межрегиональных связей и диверсификации направлений регионального сотрудничества Ямало-Ненецкого автономного округа.
Мероприятие 1.2.1. Выполнение мероприятий в рамках оказания содействия по формированию положительного инвестиционного имиджа региона посредством развития межрегиональной презентационно-выставочной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа.
Мероприятие 1.3.1. Выполнение мероприятий по укреплению и развитию военно-шефских связей Ямало-Ненецкого автономного округа с соединениями и частями Вооруженных Сил Российской Федерации и иными силовыми формированиями министерств и служб Российской Федерации в рамках заключенных соглашений (договоров) и протоколов.
Мероприятие 1.4.1. Выполнение мероприятий в рамках содействия расширению существующих и налаживание новых взаимовыгодных и паритетных межрегиональных связей Ямало-Ненецкого автономного округа с регионами Российской Федерации.

Показатели выполнения задач Программы:
Показатель эффективности 1.1. Количество мероприятий межрегионального уровня, в которых приняли участие представители Ямало-Ненецкого автономного округа.
Показатель эффективности 1.2. Количество публикаций, сообщений в средствах массовой информации, изданий материалов о межрегиональной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа.
Показатель эффективности 1.3. Количество участников мероприятий военно-шефской направленности.
Показатель эффективности 1.4. Количество представителей политических, общественных, научных и деловых кругов субъектов Российской Федерации, принявших участие в мероприятиях.
Показатель эффективности 1.5. Количество участников конкурсов, объявленных департаментом международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа

Объемы финансирования Программы (в целом, с распределением по годам, с указанием объемов финансирования, предусмотренных на осуществление научно-исследовательских и конструкторских работ, а также на мероприятия, которые реализуются с применением инноваций)

- 25837 тыс. рублей;

- 2013 год - 13011 тыс. рублей;
- 2014 год - 9304 тыс. рублей;
- 2015 год - 3522 тыс. рублей.
НИОКР:
- 2013 год - 0 тыс. рублей;
- 2014 год - 0 тыс. рублей;
- 2015 год - 0 тыс. рублей

(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.03.2016 N 203-П)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

количество регионов Российской Федерации, вовлеченных в совместные мероприятия, - 15 ед.


 I. Характеристика проблемы (задачи), на решение которой направлена Программа

В настоящее время межрегиональное сотрудничество в Российской Федерации имеет достаточно высокий уровень развития. Все регионы Российской Федерации вовлечены в деятельность межрегиональных ассоциаций и объединений, между ними установлены экономические, культурные и другие связи на основе заключения двусторонних и многосторонних соглашений. При этом регионы отмечают положительный экономический и социальный эффект от реализации этих соглашений: формирование единого экономического пространства, активизацию торговых операций и устойчивый рост объемов межрегионального товарооборота, выравнивание цен и развитие здоровой конкуренции, освоение новых рыночных механизмов, стабилизацию рынка труда и т.д.

В условиях экономического кризиса межрегиональное сотрудничество стало эффективным инструментом преодоления его негативных последствий, связанным с развитием внутреннего рынка товаров и увеличения внутреннего спроса на продукцию, устранением территориальных барьеров для перемещения производственных, инвестиционных и трудовых ресурсов между регионами.

Современные российские реалии требуют поиска новых подходов при решении задачи территориального развития регионов, подразумевающих повышение их конкурентоспособности, а также снижение межрегиональной дифференциации. Достижению этой цели во многом способствует взаимодействие регионов Российской Федерации по вопросам социально-экономического, научно-технического и культурного развития, позволяющее постепенно перейти от вертикального социально-экономического выравнивания к горизонтальному, опираясь на собственный потенциал регионов.

В эпоху глобализации экономики отдельные регионы, так же как и страны, становятся полноценными субъектами не только международных, но и межрегиональных отношений.

Межрегиональные связи в силу своих возможностей и особенностей в процессе осуществления и развития торгово-экономических и гуманитарных связей способны решать следующие задачи:

- повышение уровня и качества жизни населения региона;

- формирование благоприятной среды для устойчивого экономического роста в регионе;

- стимулирование процессов взаимовыгодной торговли, развития и укрепления хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между сотрудничающими регионами;

- преодоление существующих в регионе специфических проблем, оздоровление социально-экономической ситуации в регионе;

- повышение степени доверия, взаимопонимания и добрососедства среди населения сотрудничающих регионов, укрепление и диверсификация направлений и форм сотрудничества.

На степень вовлеченности регионов в межрегиональные дела и характер их деятельности оказывают влияние три группы факторов.

Географические и геополитические - экономико-географическое положение региона (центральное, полупериферийное или периферийное положение). Связям способствует близость к транспортным узлам, крупным морским портам.

Социально-экономические - общий уровень развития региона, природно-ресурсный потенциал (в последнее время возрастающую роль играет близость регионов к источникам углеводородного сырья), состояние важнейших отраслей производства, доля экспортоориентированных производств, финансовое положение региона, инвестиционная активность в регионе, уровень и диверсификация доходов населения, занятость населения и состояние рынка труда, экологическая ситуация в регионе и др.).

Политико-правовые - развитость региональной политической и экономической элиты, ее устойчивость и влиятельность в регионе, политические предпочтения населения, наличие политических рисков в регионе, состояние регионального законодательства и др.

Необходимо отметить, что наиболее распространенной формой межрегионального сотрудничества на сегодня остаются межрегиональные соглашения между регионами Российской Федерации. Вместе с тем обобщение существующего опыта межрегионального сотрудничества позволяет выявить наиболее перспективные направления такого взаимодействия:

- правовое обеспечение межрегионального сотрудничества (принятие нормативных правовых актов, утверждение стратегий и аналитических программ развития, заключение соглашений (меморандумов, протоколов, планов мероприятий) по отдельным направлениям сотрудничества;

- создание координирующих органов (комиссий, отделов, комитетов и советов по развитию и координации сотрудничества, операторов межрегиональных связей, дирекций и т.д.);

- развитие инфраструктуры межрегионального сотрудничества (строительство межрегиональных выставочно-конгрессных комплексов, культурных центров и т.д.);

- информационное обеспечение межрегионального сотрудничества (создание межрегиональных информационно-аналитических систем, маркетинговых центров и т.д.);

- продвижение продукции и услуг на рынки других регионов (осуществление выставочно-ярмарочной деятельности, проведение презентационных мероприятий, распространение рекламно-информационной продукции, продвижение региональных брендов и торговых марок товаропроизводителей и т.д.);

- осуществление совместных проектов (организация предприятий на основе различных форм кооперации, межрегиональных зон опережающего развития, производственно-территориальных кластеров), создание межрегиональных институтов развития инвестиционной направленности (инвестиционных, страховых, венчурных фондов, бизнес-альянсов, совместных инжиниринговых центров, межрегиональных банков развития, клиринговых и расчетных центров), научных центров при вузах по разработке ноу-хау и т.д.;

- научно-методическое обеспечение межрегионального сотрудничества (проведение научных исследований, разработка методических материалов по развитию межрегиональных связей и т.д.);

- налаживание деловых и культурных контактов и связей с другими регионами (участие в межрегиональных форумах, выставках, фестивалях, конкурсах, проведение визитов делегаций с торгово-экономическими и культурными миссиями и т.д.).

Внимание к межрегиональному сотрудничеству как одному из ключевых направлений региональной политики, а также эффективному механизму развития интегративных связей между регионами Российской Федерации уделяется в разрабатываемых в настоящее время стратегиях развития регионов России.

В целом необходимо отметить, что межрегиональное сотрудничество обладает широкими возможностями для обеспечения поступательного и сбалансированного социально-экономического развития регионов на основе налаживания между ними долгосрочных, паритетных и взаимовыгодных отношений. При этом ключевым направлением в развитии межрегионального взаимодействия может стать изучение имеющегося опыта и основных форм межрегионального сотрудничества, реализуемых в настоящее время как в отечественной, так и зарубежной практике.

Все сказанное означает, что сложившийся уровень развития межрегиональной, в том числе презентационно-выставочной деятельности, в автономном округе должен быть адекватен современным глобальным вызовам.

В условиях становления новой парадигмы развития регионов, предполагающей органичное включение их в глобальные социально-экономические процессы, является чрезвычайно актуальной реализация программы межрегиональной деятельности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 - 2015 годы.

В настоящее время Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ) обладает всеми необходимыми ресурсами для реализации сетевой модели развития, становясь реально центром освоения Арктических территорий Российской Федерации.

Прежде всего, это ресурсы газоконденсатного сырья, которые являются основной для становления Ямала базой освоения ресурсов Восточной Сибири. Ямал является центром газовой промышленности мира. С учетом того, что газ становится топливом XXI века и рост потребностей в газе опережает все иные энергоносители, в том числе замещает нефть, Ямал становится серьезной политической фигурой, в частности, в борьбе России со странами ОПЕК. Мир ждет от России газовой экспансии, у России есть ресурсы для этого.

К 2020 году добыча газа в России должна достичь 900 - 950 млрд. кубометров. Из них автономный округ может добывать 700 - 750 млрд. кубометров.

Россия отстает по газификации от развитых стран. Средний по России уровень газификации 50%. Это также требует наращивания объемов добычи газа.

Все это говорит о необходимости поддержания ориентации на освоение газовых ресурсов.

Рудные месторождения Ямала создают основу для дальнейшего развития промышленного Урала.

Уникальный опыт освоения северных территорий делает его центром исследований новых форм вовлечения северных территорий в общую экономическую, социальную и культурную жизнь страны.

Вахтовый метод освоения должен сочетаться с умелым использованием уже имеющегося потенциала северных городов - живущих в них высококвалифицированных специалистов, адаптированных к условиям Крайнего Севера. Без этих людей о дальнейшем промышленном освоении Севера, Восточной Сибири не может быть и речи.

Становление Ямала регионом-лидером освоения арктических широт невозможно без развития транспортной полноценной инфраструктуры и дальнейшего развития водного и воздушного транспорта.

Такие крупнейшие проекты как освоение Северного морского пути, строительство транспортных коридоров по восточному склону Полярного Урала, автомобильных дорог, соединяющих западные и восточные районы автономного округа, будут способствовать развитию межрегиональной деятельности автономного округа.

Достаточно высок (по российским меркам) уровень финансового развития Ямала, о чем свидетельствует ежегодный рост консолидированного бюджета автономного округа.

Ямал - один из немногих регионов страны, где успешно действует эффективная форма поддержки высшего и среднего образования молодых ямальцев - аналитическая образовательная субсидия. Около 80% выпускников средних школ ежегодно получают студенческие билеты в различных высших учебных заведениях России. По оснащенности компьютерной техникой ямальские школы приближаются к европейским стандартам. В планах Правительства автономного округа создание крупных научных центров по изучению и освоению Арктики.

Высок уровень социального обеспечения в целом. Ежегодно расходы на социальную поддержку населения и строительство значительно превышают расходы прошлых периодов.

Все это делает Ямал привлекательным для жизни местом, где живут люди, считающие его своей родиной. Один из показателей социальной стабильности - рождаемость. По уровню рождаемости автономный округ входит в пятерку регионов Российской Федерации.

Достаточно существенное продвижение Ямала в саморазвитии должно сочетаться с органичным вхождением его в глобализирующийся мир.

За последние восемнадцать лет в автономном округе сформировалось и организационно оформилось новое направление внутригосударственных связей - межрегиональное сотрудничество.

Особую актуальность межрегиональные связи приобрели с тех пор, как регионы Российской Федерации получили экономическую самостоятельность. Стало очевидным, что в условиях, когда промышленное производство повсеместно сориентировано на межрегиональную интеграцию, сложившуюся на протяжении второй половины XX века, а перерабатывающие отрасли - на завоз сырья извне, эффективно решать многоплановые и масштабные задачи не только в экономической, но и любой другой сфере в одиночку, без сотрудничества с партнерами никому не под силу. Это в полной мере коснулось Ямала, являющегося сырьевым регионом федерального и мирового значения, обеспечивающего устойчивое развитие национальной экономики и энергетическую безопасность страны.

Современные межрегиональные связи - это достаточно сложный, во многом все еще не устоявшийся интеграционный процесс. Начиная с 1991 года, на территории автономного округа межрегиональная и презентационно-выставочная деятельность получила свое развитие. Происходящие процессы в экономике нашего государства, существенные изменения правовой политики внесли коррективы в практику хозяйственной деятельности предприятий и организаций автономного округа. Расширились и упрочились деловые связи с российскими фирмами, они приобрели целенаправленный долгосрочный характер как в области производства, так и в области научно-технического и культурного сотрудничества.

Для придания сотрудничеству с другими регионами большего динамизма в автономном округе создан соответствующий механизм, который постоянно совершенствуется. В настоящее время в реализации проектов межрегионального сотрудничества участвуют практически все исполнительные органы государственной власти автономного округа, государственные учреждения и общественные организации, а также органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе и муниципальные учреждения автономного округа. Значительным резервом развития межрегионального сотрудничества, особенно в гуманитарно-культурной области, являются землячества, которых в автономном округе насчитывается зарегистрированных более 14, незарегистрированных более 8.

Ямальские землячества, осуществляющие свою деятельность на территориях городов Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Тюмени, Москвы, также вносят существенный вклад в развитие и укрепление межрегиональных связей с данными регионами России.

Предварительный анализ показывает, что, как и в целом по стране, межрегиональное сотрудничество автономного округа направлено на расширение, укрепление и поиск взаимовыгодных межрегиональных торгово-экономических, научно-технических и культурных связей с регионами Российской Федерации, обеспечение поставок в другие регионы страны основных продуктов специализации региона (главным образом, природного газа и нефти) и поставок в автономный округ продукции, обеспечивающей жизнедеятельность населения и потребности экономики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»