Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

II. Краткая характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации ведомственной целевой программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность включения в государственную программу Республики Алтай


Значимое место в социальной политике Республики Алтай (далее - республика) отводится реализации мер по укреплению института семьи, созданию предпосылок, позволяющих формировать необходимые условия для самообеспечения, укрепления и развития семьи, сохранения семейной среды воспитания детей.

По состоянию на 1 января 2012 года в Республике Алтай проживает 49,4 тысячи семей, из общего количества семей неполные составляют 25 процентов, многодетные семьи - 11 процентов, семьи с детьми инвалидами - 2 процента.

Численность детей составляет 58,2 тысячи, из них количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 37,3 тысячи детей, в том числе:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - 1,4 тысяч человек;

дети из малообеспеченных семей - 34,4 тысячи человек;

дети из семей, находящихся в социально опасном положении - 188 человек;

состоящих на учете в органах внутренних дел - 412 человек;

дети с ограниченными возможностями здоровья - 920 человек.

Основными причинами сиротства детей являются социальное неблагополучие семьи и лишение родителей родительских прав или ограничение родителей в родительских правах. Дети, оставшиеся без попечения родителей, при живых папах и мамах - социальные сироты – составляют более 80 процентов от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В большинстве случаев родители, ведущие асоциальный образ жизни из-за алкоголизма, наркомании, отсутствия работы, пренебрегают интересами ребенка, вплоть до игнорирования его первичных потребностей в питании, одежде, лечении, обучении.

В республике состоят на диспансерном наблюдении 826 человек, в том числе 734 женщины, страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией - 33 женщины, бытовым пьянством – 46 женщин, эпизодически употребляющие наркотики – 12 человек. С наркопатологией на учете состоят 13 детей и подростков.

Выявление лиц, употребляющих наркотические и психотропные вещества, учет и динамическое наблюдение осуществляется наркологическими кабинетами муниципальных лечебно-профилактических учреждений и амбулаторно-поликлиническим отделением психиатрической больницы. За последние два года сократилось число несовершеннолетних, состоящих под наблюдением у наркологов. Тем не менее, в системе выявления лиц, употребляющих наркотические и психотропные вещества, существует проблема отсутствия межведомственного взаимодействия между школами, комиссиями по делам несовершеннолетних при администрациях муниципальных образований, учреждениями социального обслуживания и лечебно-профилактическими учреждениями. Учебные заведения не сообщают в наркологические кабинеты сведения о подростках, родители отказываются наблюдать своих детей у наркологов. Это объясняется тем, что учет у наркологов, как правило, является серьезным барьером для успешной будущей карьеры подростков.

Одной из основных причин сложившейся ситуации является отсутствие разъяснительной работы о возможности добровольного обращения к врачам наркологам с целью получения медицинской помощи и последующего систематического наблюдения, социального сопровождения в учреждениях социального обслуживания населения.

Таким образом, в республике отсутствует единая скоординированная межведомственная система по выявлению родителей, страдающих алкогольной зависимостью, и их непрерывного социального сопровождения. В связи с чем, необходимо принимать скоординированные межведомственные решения, адекватные положению, существующему в регионе с точки зрения ранней профилактики социального сиротства детей и сокращения числа лишений родителей родительских прав.

В 2011 году родительских прав были лишены один или оба родителя у 138 детей, ограничены в родительских правах - 30 человек, 13 детей были отобраны у родителей при непосредственной угрозе жизни и здоровью детей. Количество семей, находящихся в социально-опасном положении по сравнению с 2008 годом сократилось на 25 процентов, семей "группы риска" на 34 процента, нет безнадзорных и беспризорных детей. При этом лишение родительских прав используется как основной метод воздействия на нерадивых родителей, зачастую без проведения с семьями предварительной реабилитационной работы, использования других мер воздействия, таких как ограничения в родительских правах с одновременным проведением реабилитационной работы с семьей.

Наилучшим образом интересам ребенка соответствует воспитание его в родной семье, тем более что воспитание детей в интернатных учреждениях и в замещающих семьях требует большого объема финансовых ресурсов. Крайне необходимо концентрировать усилия на предотвращении дезорганизации семей и лишения родителей, родительских прав.

Одним из важнейших показателей, характеризующих данную ситуацию, является уровень расторжения браков, который в республике по сравнению с предыдущими годами не улучшается: на 1 тысячу образовавшихся брачных пар приходится 580 распавшихся. В результате разводов в 2011 году 727 детей и подростков в возрасте 18 лет остались без одного из родителей. Брак перестает быть обязательным условием рождения и воспитания детей.

Повышение показателя количества разводов в регионе, как показывают многочисленные исследования, связано с материальной и жилищной неустроенностью молодых семей, что приводит к риску развода впервые годы совместной жизни. В связи с этим, социальная поддержка малообеспеченных семей с детьми является приоритетным направлением деятельности органов социальной защиты населения.

Большое количество разводов наряду с ростом внебрачной рождаемости влечет за собой увеличение числа неполных и неблагополучных семей. За период 2008-2010 годы численность неполных семей выросла на 6,6 процентов или на 697 семей и составила 25 процентов от общего количества семей. Тенденция разрушения нравственных ценностей и основ семьи способствует устойчивому снижению роли семьи в социализации детей.

С учетом сложившегося жизненного уклада жителей республики, проблема насилия имеет свои особенности, в основе которых лежат исторические корни неравного и зависимого положения в семье женщин и детей. Существование в обществе проблемы насилия имеет серьезные последствия. Семьи, в которых отношения строятся на насилии, входят в "группу риска", так как выросшие в этой атмосфере дети либо сами становятся жертвами насилия, либо впоследствии подвергают насилию своих близких. В 2011 году органами внутренних дел было выявлено 21 фактов неисполнения обязанностей по воспитанию детей, связанного с жестоким обращением, материалы по которым были направлены в органы предварительного следствия для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В Республике Алтай около 3 процентов женщин подвергаются различным формам семейного насилия. Статистические данные показывают, что в среднем более 40 женщин ежегодно погибают в результате домашнего насилия, в результате чего около 2,5 процентов детей остаются без попечения родителей. Разрушаются нравственные ценности и основы семьи, как следствие, возникает детская безнадзорность. Если учесть, что насилие зачастую имеет скрытый характер, то реальное число жертв гораздо больше, чем показывает официальная статистика.

Между насилием в семье и такими социальными проблемами общества как алкоголизм, наркомания наблюдается непосредственная связь. Значительное число преступлений бытового характера в семье совершается на почве пьянства. Основными жертвами преступных посягательств в семье становятся дети и женщины, неспособные себя защитить вследствие зависимого материального положения.

Благодаря проводимой работе всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целом по республике количество преступлений, совершенных несовершеннолетними за последние три года, уменьшается, но в разрезе отдельных муниципальных образований наблюдается их значительный рост, например в МО "Город Горно-Алтайск" на 54,9 процентов. За 10 месяцев текущего года несовершеннолетними на территории города Горно-Алтайска совершено 130 преступлений, третья часть из которых совершены группой лиц и в состоянии алкогольного опьянения.

Учащимися образовательных учреждений совершается каждое второе преступление, студентами из числа несовершеннолетних лиц совершается каждое 10 преступление. Ежегодно выявляется большое количество детей, находящихся в социально опасных условиях, контроль за которыми со стороны родителей отсутствует, число таких случаев увеличивается.

В связи с чем, требуется повышение эффективности реализации профилактических мероприятий в данном направлении, а также улучшение взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Данная программа сформирована в целях ранней профилактики социального сиротства детей и сокращения числа лишений родителей родительских прав, расширения спектра предоставляемых социальных услуг семьям "группы риска" и семьям, находящимся в социально опасном положении. Обязательным и основным ее направлением является комплексный подход к решению проблемы социального сиротства детей и формирование скоординированных межведомственных положений.

Реализация мероприятий Программы позволит достичь планируемых показателей цели подпрограммы "Модернизация системы социальной поддержки населения" Государственной программы "Обеспечение социальной защищенности и занятости населения", что в свою очередь, будет способствовать достижению тактической цели социально-экономического развития Республики Алтай "Повышение благосостояния и обеспечение благоприятных условий жизни населения в Республике Алтай".