Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПРИКАЗ

от 31 мая 2013 года N П/89

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

{Утратил силу:
Приказ Министерства труда и социального развития Республики Алтай от 12.03.2014 г., N П/56; НГР: ru02000201400229}

В соответствии с Положением о разработке и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 22 февраля 2013 года N 53, приказываю:

утвердить ведомственную целевую программу "Социальная поддержка семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации на 2013-2015 годы";

Министр Г. П. Сумин

Ведомственная целевая программа "Социальная поддержка семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации на 2013-2015 годы"

I. Паспорт ведомственной целевой программы "Социальная поддержка семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации на 2013-2015 годы"


Наименование разработчика ведомственной целевой программы

Министерство труда и социального развития Республики Алтай (далее - Министерство)

Наименование государственной программы Республики Алтай

Обеспечение социальной защищенности и занятости населения

Наименование подпрограмм государственной программы Республики Алтай

Охрана семьи и детей

Наименование ведомственной целевой программы

Социальная поддержка семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации на 2013-2015 годы (далее - Программа)

Цели и задачи ведомственной целевой программы

Цель: сокращение числа лишений родителей родительских прав, ранняя профилактика социального сиротства детей.
 Задачи 1. Внедрение новых технологий и методов работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и оказание адресной поддержки малообеспеченным семьям с детьми;

 Задача 2. Развитие эффективных технологий и методов профилактики социального сиротства, включая социальное сопровождение семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении

Целевые  показатели ведомственной целевой программы

Показатели цели:
 1)  число семей "группы риска" и семей, находящихся в социально опасном положении;

 2)  доля детей из неблагополучных семей, от общего количества детей;

 Показатели задачи 1:
 1)  численность родителей, лишенных и ограниченных в родительских правах;

 2)  численность родителей, восстановленных в родительских правах;

 3)  численность малообеспеченных семей получивших материальную поддержку;

 Показатели задачи 2:
 1)  число семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении;

 2)  число несовершеннолетних детей, из социально неблагополучных семей.

Характеристика мероприятий ведомственной целевой программы

В рамках программы будут реализованы следующие мероприятия:
  осуществление мониторинга жизнедеятельности семей "группы риска";

  создание служб сопровождения семей, страдающих алкогольной зависимостью;

  проведение научно-практических конференций, семинаров, "круглых" столов по усилению межведомственного взаимодействия для наиболее раннего выявления случаев семейного неблагополучия;

  создание единой межведомственной электронной информационной системы по учету детей из социально неблагополучных семей и родителей ведущих асоциальный образ жизни;

  создание и развитие социально-реабилитационного клуба для детей из социально неблагополучных семей и родителей ведущих асоциальный образ жизни;

  внедрение технологии сопровождения семей, страдающих алкогольной зависимостью;

  своевременная комплексная помощь детям из социально неблагополучных семей и родителям ведущих асоциальный образ  жизни
 (юридическая, психологическая, организация детского досуга несовершеннолетних);

  предоставление малообеспеченным семьям ежемесячного пособия на ребенка;

  создание системы информирования граждан, медицинских и педагогических работников, органов полиции, опеки и попечительства, иных структур, занимающихся работой с семьей и детьми о возможностях помощи таким семьям;

  создание и развитие службы примирения внутрисемейных конфликтов;

  внедрение технологии предпрофильной подготовки детей и подростков;

  разработка, изготовление полиграфической продукции (буклеты, памятки, информационные бюллетени) по оказанию социальной помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;

  разработка и издание методических пособий, сборников по ранней профилактике социальног о сиротства детей;

  создание и развитие добровольческого движения волонтёров "Путь к успеху";

  организация взаимодействия с общественными организациями по разработке и реализации социальных проектов и профилактических мероприятий, направленных на оказание помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;

  получение семьями с детьми в трудной жизненной ситуации государственных услуг в электронном виде;

  информационное обеспечение деятельности по сокращению числа лишений родителей родительских прав, ранней профилактике социального сиротства детей;

  создание единой межведомственной электронной информационной системы по предоставлению комплексной помощи семьям с детьми в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении.

Сроки реализации ведомственной целевой программы

2013-2015 годы

Объемы и источники финансирования ведомственной целевой программы

Общий объем финансирования Программы  составит  331811464 рублей, в том числе по годам:
  2013 год - 110325854 рублей;

  2014 год - 110661180 рублей;

  2015 год - 110824430 рублей.
  Из 110325854 тыс. рублей в 2013 году:
  средства республиканского бюджета Республики Алтай составят 100881100 рублей;

  средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуаци и составят 9444754 рублей.
  Из 110661180 рублей в 2014 году:
  средства республиканского бюджета Республики Алтай составят 101040100 рублей;

  средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации составят 9621080 рублей.
  Из 110824430 рублей в 2015 году:
  средства республиканского бюджета Республики Алтай составят 101243100 рублей;

  средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации составят 9581581330 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации  ведомственной целевой программы

Ожидаемым конечным результатом реализации Программы являются:
 снижение числа семей "группы риска" и семей, находящихся в социально опасном положении до 290 семей;

 снижение доли детей из неблагополучных семей, от общего количества детей до 0,9 %;

  снижение численности родителей, лишенных и ограниченных в родительских правах до 98 человек;

  увеличение численности родителей, восстановленных в родительских правах,  до 7 человек;

  снижение численности малообеспеченных семей, получивших материальную поддержку до  27600;

  снижение числа семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении до 44 семей;

  снижение числа несовершеннолетних детей, из социально неблагополучных семей до 631 детей.

II. Краткая характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации ведомственной целевой программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность включения в государственную программу Республики Алтай


Значимое место в социальной политике Республики Алтай (далее - республика) отводится реализации мер по укреплению института семьи, созданию предпосылок, позволяющих формировать необходимые условия для самообеспечения, укрепления и развития семьи, сохранения семейной среды воспитания детей.

По состоянию на 1 января 2012 года в Республике Алтай проживает 49,4 тысячи семей, из общего количества семей неполные составляют 25 процентов, многодетные семьи - 11 процентов, семьи с детьми инвалидами - 2 процента.

Численность детей составляет 58,2 тысячи, из них количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 37,3 тысячи детей, в том числе:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - 1,4 тысяч человек;

дети из малообеспеченных семей - 34,4 тысячи человек;

дети из семей, находящихся в социально опасном положении - 188 человек;

состоящих на учете в органах внутренних дел - 412 человек;

дети с ограниченными возможностями здоровья - 920 человек.

Основными причинами сиротства детей являются социальное неблагополучие семьи и лишение родителей родительских прав или ограничение родителей в родительских правах. Дети, оставшиеся без попечения родителей, при живых папах и мамах - социальные сироты – составляют более 80 процентов от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В большинстве случаев родители, ведущие асоциальный образ жизни из-за алкоголизма, наркомании, отсутствия работы, пренебрегают интересами ребенка, вплоть до игнорирования его первичных потребностей в питании, одежде, лечении, обучении.

В республике состоят на диспансерном наблюдении 826 человек, в том числе 734 женщины, страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией - 33 женщины, бытовым пьянством – 46 женщин, эпизодически употребляющие наркотики – 12 человек. С наркопатологией на учете состоят 13 детей и подростков.

Выявление лиц, употребляющих наркотические и психотропные вещества, учет и динамическое наблюдение осуществляется наркологическими кабинетами муниципальных лечебно-профилактических учреждений и амбулаторно-поликлиническим отделением психиатрической больницы. За последние два года сократилось число несовершеннолетних, состоящих под наблюдением у наркологов. Тем не менее, в системе выявления лиц, употребляющих наркотические и психотропные вещества, существует проблема отсутствия межведомственного взаимодействия между школами, комиссиями по делам несовершеннолетних при администрациях муниципальных образований, учреждениями социального обслуживания и лечебно-профилактическими учреждениями. Учебные заведения не сообщают в наркологические кабинеты сведения о подростках, родители отказываются наблюдать своих детей у наркологов. Это объясняется тем, что учет у наркологов, как правило, является серьезным барьером для успешной будущей карьеры подростков.

Одной из основных причин сложившейся ситуации является отсутствие разъяснительной работы о возможности добровольного обращения к врачам наркологам с целью получения медицинской помощи и последующего систематического наблюдения, социального сопровождения в учреждениях социального обслуживания населения.

Таким образом, в республике отсутствует единая скоординированная межведомственная система по выявлению родителей, страдающих алкогольной зависимостью, и их непрерывного социального сопровождения. В связи с чем, необходимо принимать скоординированные межведомственные решения, адекватные положению, существующему в регионе с точки зрения ранней профилактики социального сиротства детей и сокращения числа лишений родителей родительских прав.

В 2011 году родительских прав были лишены один или оба родителя у 138 детей, ограничены в родительских правах - 30 человек, 13 детей были отобраны у родителей при непосредственной угрозе жизни и здоровью детей. Количество семей, находящихся в социально-опасном положении по сравнению с 2008 годом сократилось на 25 процентов, семей "группы риска" на 34 процента, нет безнадзорных и беспризорных детей. При этом лишение родительских прав используется как основной метод воздействия на нерадивых родителей, зачастую без проведения с семьями предварительной реабилитационной работы, использования других мер воздействия, таких как ограничения в родительских правах с одновременным проведением реабилитационной работы с семьей.

Наилучшим образом интересам ребенка соответствует воспитание его в родной семье, тем более что воспитание детей в интернатных учреждениях и в замещающих семьях требует большого объема финансовых ресурсов. Крайне необходимо концентрировать усилия на предотвращении дезорганизации семей и лишения родителей, родительских прав.

Одним из важнейших показателей, характеризующих данную ситуацию, является уровень расторжения браков, который в республике по сравнению с предыдущими годами не улучшается: на 1 тысячу образовавшихся брачных пар приходится 580 распавшихся. В результате разводов в 2011 году 727 детей и подростков в возрасте 18 лет остались без одного из родителей. Брак перестает быть обязательным условием рождения и воспитания детей.

Повышение показателя количества разводов в регионе, как показывают многочисленные исследования, связано с материальной и жилищной неустроенностью молодых семей, что приводит к риску развода впервые годы совместной жизни. В связи с этим, социальная поддержка малообеспеченных семей с детьми является приоритетным направлением деятельности органов социальной защиты населения.

Большое количество разводов наряду с ростом внебрачной рождаемости влечет за собой увеличение числа неполных и неблагополучных семей. За период 2008-2010 годы численность неполных семей выросла на 6,6 процентов или на 697 семей и составила 25 процентов от общего количества семей. Тенденция разрушения нравственных ценностей и основ семьи способствует устойчивому снижению роли семьи в социализации детей.

С учетом сложившегося жизненного уклада жителей республики, проблема насилия имеет свои особенности, в основе которых лежат исторические корни неравного и зависимого положения в семье женщин и детей. Существование в обществе проблемы насилия имеет серьезные последствия. Семьи, в которых отношения строятся на насилии, входят в "группу риска", так как выросшие в этой атмосфере дети либо сами становятся жертвами насилия, либо впоследствии подвергают насилию своих близких. В 2011 году органами внутренних дел было выявлено 21 фактов неисполнения обязанностей по воспитанию детей, связанного с жестоким обращением, материалы по которым были направлены в органы предварительного следствия для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В Республике Алтай около 3 процентов женщин подвергаются различным формам семейного насилия. Статистические данные показывают, что в среднем более 40 женщин ежегодно погибают в результате домашнего насилия, в результате чего около 2,5 процентов детей остаются без попечения родителей. Разрушаются нравственные ценности и основы семьи, как следствие, возникает детская безнадзорность. Если учесть, что насилие зачастую имеет скрытый характер, то реальное число жертв гораздо больше, чем показывает официальная статистика.

Между насилием в семье и такими социальными проблемами общества как алкоголизм, наркомания наблюдается непосредственная связь. Значительное число преступлений бытового характера в семье совершается на почве пьянства. Основными жертвами преступных посягательств в семье становятся дети и женщины, неспособные себя защитить вследствие зависимого материального положения.

Благодаря проводимой работе всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целом по республике количество преступлений, совершенных несовершеннолетними за последние три года, уменьшается, но в разрезе отдельных муниципальных образований наблюдается их значительный рост, например в МО "Город Горно-Алтайск" на 54,9 процентов. За 10 месяцев текущего года несовершеннолетними на территории города Горно-Алтайска совершено 130 преступлений, третья часть из которых совершены группой лиц и в состоянии алкогольного опьянения.

Учащимися образовательных учреждений совершается каждое второе преступление, студентами из числа несовершеннолетних лиц совершается каждое 10 преступление. Ежегодно выявляется большое количество детей, находящихся в социально опасных условиях, контроль за которыми со стороны родителей отсутствует, число таких случаев увеличивается.

В связи с чем, требуется повышение эффективности реализации профилактических мероприятий в данном направлении, а также улучшение взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Данная программа сформирована в целях ранней профилактики социального сиротства детей и сокращения числа лишений родителей родительских прав, расширения спектра предоставляемых социальных услуг семьям "группы риска" и семьям, находящимся в социально опасном положении. Обязательным и основным ее направлением является комплексный подход к решению проблемы социального сиротства детей и формирование скоординированных межведомственных положений.

Реализация мероприятий Программы позволит достичь планируемых показателей цели подпрограммы "Модернизация системы социальной поддержки населения" Государственной программы "Обеспечение социальной защищенности и занятости населения", что в свою очередь, будет способствовать достижению тактической цели социально-экономического развития Республики Алтай "Повышение благосостояния и обеспечение благоприятных условий жизни населения в Республике Алтай".

III. Цель, задачи и сроки реализации ведомственной целевой программы


Основной целью Программы является сокращение числа лишений родителей родительских прав, ранняя профилактика социального сиротства детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) внедрение новых технологий и методов работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и оказание адресной поддержки малообеспеченным семьям с детьми;

2) развитие эффективных технологий и методов профилактики социального сиротства, включая социальное сопровождение семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.

Сроки реализации программы: 2013 - 2015 годы.

IV. Описание ожидаемых конечных результатов реализации ведомственной целевой программы ведомства


В соответствии с целью и задачами Программы предполагается за счет реализации мероприятий, направленных на ранее выявление социально-неблагополучных семей, социальное сопровождение семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказание адресной поддержки малообеспеченным семьям, раннюю профилактику социального сиротства обеспечить сокращение числа лишений родителей родительских прав, снизить число семей "группы риска" и семей, находящихся в социально опасном положении, уменьшить количество детей из неблагополучных семей.

Ожидаемые показатели результативности реализации Программы, представлены в Приложении N 1 к Программе в целом за период ее реализации с разбивкой по годам.

Источником приведенных показателей, характеризующих достижение цели и задач Программы, являются установленные распорядительными актами Министерства отчетные формы, представляемые подведомственными Министерству учреждениями.

Показатель "Доля детей из социально неблагополучных семей, от общего количества детей" рассчитывается по формуле:

N дн х 100

Дн = ------------------

N д

Где: Дн - доля детей из социально неблагополучных семей;

N дн - количество детей из социально неблагополучных семей;

N д - общее количество детей.

V. Перечень и описание программных мероприятий


В соответствии с целью и задачами Программы сформированы следующие программные мероприятия:

1) для задачи 1:

осуществление мониторинга жизнедеятельности семей "группы риска";

создание служб сопровождения семей, страдающих алкогольной зависимостью;

проведение научно-практических конференций, семинаров, "круглых" столов по усилению межведомственного взаимодействия для наиболее раннего выявления случаев семейного неблагополучия;

создание единой межведомственной электронной информационной системы по учету детей из социально неблагополучных семей и родителей ведущих асоциальный образ жизни;

создание и развитие социально-реабилитационного клуба для детей из социально неблагополучных семей и родителей ведущих асоциальный образ жизни;

внедрение технологии сопровождения семей, страдающих алкогольной зависимостью;

своевременная комплексная помощь детям из социально неблагополучных семей и родителям ведущих асоциальный образ жизни

(юридическая, психологическая, организация детского досуга несовершеннолетних);

предоставление малообеспеченным семьям ежемесячного пособия на ребенка;

2) для задачи 2:

создание системы информирования граждан, медицинских и педагогических работников, органов полиции, опеки и попечительства, иных структур, занимающихся работой с семьей и детьми о возможностях помощи таким семьям;

создание и развитие службы примирения внутрисемейных конфликтов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»